06.02.2014
Никита Камитдинов, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru

Константин Седов, создатель и художественный руководитель «Больничных клоунов»

Константин Седов, создатель и художественный руководитель «Больничных клоунов»

Руководство благотворительным проектом напоминает войну на двух фронтах одновременно. На одном идет жестокая битва за жизнь и здоровье людей, на другом — выматывающее сражение за источники финансирования (читай выживание). Константин Седов рассказал Smallbusiness.ru о «военных тайнах» «Больничных Клоунов» — Автономной некоммерческой организации, уже несколько лет занимающейся реабилитацией тяжелобольных детей.

О персоне: Константин Седов, создатель и художественный руководитель «Больничных клоунов», главный клоун.

Сейчас к нам обращаются врачи, зовут к себе в больницы, потому что информации о нас уже везде достаточно. Но так было не всегда. Раньше мы сами ходили в клиники, договаривались, ждали, пока люди оттают, пустят нас хотя бы в одно отделение ради эксперимента. Преодолеть настороженность врачей — это еще не успех, главное — показать результат, эффективность терапии такого рода. У нас это получалось, и за полгода–год мы завоевывали все отделения в клинике. Нас приглашают в разные больницы, но мы ходим в основном в те, где лежат тяжелобольные дети. Также важным фактором для выбора медицинского учреждения является количество детей и отделений. Наши клоуны ходят туда, где всех детей реально посетить примерно за 3 часа, поэтому для нас более удобными являются клиники с большим количеством отделений для тяжелобольных детей. Эффективность клоунов выше тогда, когда за один приезд они успевают пообщаться со многими детьми и тогда, когда дети лежат долго.

Совсем недавно мы договорились с руководством Эндокринологического научного центра и ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН о сотрудничестве, таким образом, на данный момент мы проводим сеансы в более чем 70 отделениях, располагающихся в 9-ти клиниках Москвы. Почти во всех отделениях лежат дети с тяжелыми заболеваниями, и к ним клоуны приходят строго раз в неделю. В Москве у нас всего 26 клоунов, и поэтому мы не можем разрываться на все медицинские учреждения. У ребят сдельная зарплата, они работают два раза в неделю, обязательно по парам. Получается, всего 26 выходов в неделю.

Нет возраста, наиболее подходящего для клоунов. В тех отделениях, в которые мы ходим, лежат дети от 2 до 18 лет. 3–4% детей боятся клоунов, бывает трудно наладить контакт с подростками, однако обычно все дети привыкают к нам, так как мы к ним ходим регулярно. Клоун приходит к каждому ребенку раз в неделю в течение двух с половиной лет — это обязательное правило. Мы — не праздник, не анимация, а реабилитологи, смехотерапевты, клоунотерапевты. Клоуны — это просто универсальный ключик к детям, на мой взгляд.

Отбор в команду клоунов производится следующим образом. Рассмотрев анкеты, мы приглашаем актеров, режиссеров, музыкантов, психологов, педагогов, иногда представителей других профессий. На просмотре из ста приглашенных претендентов берем примерно десять человек. Критерии отбора: артистизм, гибкость, коммуникабельность, стрессоустойчивость, обучаемость, открытость. Ребят, прошедших конкурс, мы начинаем обучать психологии, медицинским и санитарным нормам, актерскому мастерству, работе в паре. Всего в течение полугода проводится как минимум 25 семинарных дней (обычно мы делим их на 5 блоков по 5 дней), потом новоявленные клоуны стажируются еще 2–3 месяца. Такой подход может считаться академическим в какой-то мере.

В Америке это направление терапии существует уже 30 лет, в Европе — 25, в московские клиники до меня тоже кто-то приходил. Я восемь лет назад первый раз пришел в больницу, будучи клоуном, а через 2 года мы уже стали строить профессиональную организацию.

Чтобы качественно подготовить клоуна, нужно время. Мы не хотели обучать людей «в пустоту», а без команды работать тяжело, поэтому начали искать спонсоров. Наш бюджет на треть состоит из пожертвований «Мегафона» и на две трети — из средств, полученных от частных спонсоров. Денег у нас всегда было впритык, так как увеличение спонсорских перечислений — знак для нас: пора осваивать другие клиники, города. Однако в последнее время пришлось затянуть пояса до предела. Объем частных пожертвований сократился в три раза, и мы ничего с этой тенденцией не можем сделать, к сожалению. Когда люди перестают жертвовать, это их личный выбор, за который только они несут ответственность. 3–4 человека жертвуют нам основную сумму, еще по чуть-чуть дают 30–50 человек.

Мы не покупаем детям игрушки, не оплачиваем им операции, но у нас большой и постоянно расширяющийся зарплатный фонд, на обеспечение которого нам очень тяжело  найти деньги. Мы платим артистам регулярно, а есть ведь еще штат, и все это означает, что бюджет одного месяца вместе с налогами — более миллиона рублей! Мы платим зарплату клоунам из регионов, в которых клоуны появились, а спонсоры — нет. Давайте посчитаем: 10 человек в Казани, 8 в Питере, люди в Орле, Ростове-на-Дону, 26 ребят в Москве. Итого приблизительно 50 клоунов со сдельной зарплатой плюс мы — директор, юрист, худрук, пиарщик — с фиксированным окладом.

Мы сами приезжали в регионы, искали там людей, обучали их, агитировали, делали костюмы, договаривались с больницами. Казань сама нас пригласила, точнее, тамошний департамент культуры и здравоохранения, в Орле нашлись люди, готовые работать профессионально. В Ростове есть 2 онкологических центра, как и в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде — первоочередных для нас городах. Хотим также попасть в Краснодар и Смоленск. Есть планы начать активно работать там, но так как на данный момент нет финансирования, смысла говорить об этих намерениях нет. Сейчас там у нас есть только партнеры — волонтеры.

Из регионов нам пишут регулярно: Набережные Челны, Самара, Пермь, Красноярск, Архангельск. Есть 2–3 сторонние организации в Питере и Москве, в Томске есть «Партнеры по радости», ребята организуются в Самаре, Перми — нас все это очень радует. Этим летом мы, уже третий год подряд, будем проводить трехдневные волонтерские семинары, на которые приезжают люди из регионов и ближнего зарубежья. В первый год приехало 56 участников, прошлым летом их было 89, и ожидаем, что 70–80 ребят приедут в Москву этим летом. При поддержке Вышки (Высшая школа экономики — авт.) мы оплачиваем им питание, проживание, а сами занятия бесплатные, то есть им нужно только добраться за свой счет. Обучаем их основам больничной клоунады, поддерживаем различными учебными материалами. К сожалению, частных пожертвований и помощи коллег из ВШЭ не хватает для проведения такого масштабного мероприятия. Необходимо выигрывать государственные гранты. Мы в таких конкурсах участвуем, но награда нам пока не доставалась.

Еще летом мы устраиваем фестиваль «Рыжий», с ним похожая ситуация —ищем генерального спонсора. В прошлом году фестиваль проводился в саду «Эрмитаж» 28 июля, в этом году он пройдет 19 июля. Его гости — в основном дети-инвалиды и дети с особенностями развития, но приходят и здоровые детишки. Мы приглашаем всех — и детей, и взрослых — на этот гигантский клоунский праздник!

Партнеры
http://www.slongroup.ru/
http://www.infor-media.ru/informedia-russia/client/index.aspx
http://smart-motion.ru/
http://www.nffrussia.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
http://www.business-angels.su/
https://www.brainity.moscow/
https://theoryandpractice.ru/organizations/7544-skillsurfer/seminars?type=added
 https://netology.ru/