08.04.2013
Катерина Трубицына, Портал предпринимателей SMALLBUSINESS.RU

Давид Хараджев, предприниматель, генеральный директор МК КИТ, председатель Координационного совета предпринимателей Москвы

Давид Хараджев, предприниматель, генеральный директор МК КИТ, председатель Координационного совета предпринимателей Москвы

«Мы хотим достучаться до властей»

Пока в стране разгорается скандал с повышением социального налога для малого бизнеса, в столице тысячи мелких предпринимателей получили новый удар: 25 декабря 2012 года вышло постановление Правительства Москвы, в приложении к которому была определена льготная арендная ставка для предприятий, занимающих площади до 300 кв.м., а также работающих в сфере медицины и образования — 3500 руб./кв.м. в год (прежняя льготная ставка составляла 1800 рублей для всех). Все остальные предприятия с 1 января 2013 года должны платить больше, как оказалось, в 5-15 раз. Как к этому отнеслись столичные предприниматели, нам рассказал Давид Хараджев, председатель Координационного совета предпринимателей Москвы.

Давид, расскажите, как начинался ваш бизнес, чем вы сейчас занимаетесь?

На заре 80-х я работал космическим испытателем. Помните, раньше в ЦУМ-е и ГУМ-е продавалось фирменное мороженное в хрустящем стаканчике? Вот в 1987 г. я ушел в общепит, организовал цех мороженого, наладил бизнес, стал руководителем цеха, организовал лоточную торговлю. А в 92-м году, когда началась приватизация, приватизировался одним из первых. Через 2 года стал генеральным директором, начал развивать кондитерское производство. В 2000-2002 гг. мы провели реконструкцию арендованного помещения: увеличили площадь с 825 м2 до 1071 м2. Оптимизация была произведена за счет реконструкции технического подвала и проведения ремонта в нем — это было сделано для выполнения норм проектирования предприятий по производству кондитерских изделий. В состав производства ведь входят порядка 45-и помещений: производственные, складские, общие, бытовые, и все эти помещения, в соответствии с СанПиН, должны еще быть расположены так, чтобы обеспечить поточность технологических процессов. Как вы понимаете, построение бизнеса практически с нуля — это самое сложное.

В настоящий момент я являюсь генеральным директором Кондитерского комбината «МК КИТ», мы занимаемся кондитерским производством, развиваем его, наращиваем. Сегодня наша продукция присутствует в 12 крупных торговых сетях («Ашан», «Гиперглобус», «Лента» и др.) и 320-и розничных магазинах.

А сколько человек занято на производстве?

90 человек сейчас в штате. Я бы не сказал, что производство крупное. Но социально и экономически значимое.

Получается, что вы относитесь к малому бизнесу?

Конечно. Согласно 209-ФЗ, малым является предприятие с оборотом до 400 млн. в год и с не более чем 100 сотрудниками в штате. Это как раз мы. Если количество сотрудников у нас 89, что максимально приближено к наполненности, то оборот от максимального значения составляет около 20-25%.

Согласно СанПиН мы ограничены в выпуске готовой продукции. Из-за того, что пищевое производство является санитарно значимым объектом, большая часть дохода уходит на поддержание помещения в удовлетворительном состоянии в соответствии с санитарными нормами и правилами. Получается, что наша площадь в 1071 м2 соответствует специфике производства, но не свидетельствует о большом размере бизнеса.

И как повлияло изменение ставок аренды на ваш бизнес?

Слышал, как сотрудница ДИГМа (Департамент городского имущества города Москвы — авт.), вручая арендатору уведомление с семикратным увеличением арендной ставки, задала вопрос: «Вас что-то удивляет?», на что хотелось ответить: «А если вы получите счет на квартплату не на 5, а на 35 тыс. руб., вас это не удивит?»

По новым рыночным ценам, установленным ДИГМом, арендная плата в год для нашего предприятия вырастет почти в 7 раз, что неминуемо приведет к разорению.

То есть отмена льготной аренды грозит вашему производству закрытием?

Однозначно, закрытием. С такой арендой мы не просто оставим бизнес, мы будем оформлять процедуру банкротства.

Как был образован Координационный совет предпринимателей Москвы?

В 20-х числах января мы получили «письма счастья» — счета за аренду помещения. «С радостью» узнали, что уже с первого января платим, оказывается, по новым ценам, которые выше прежних в 5-10 раз. Мы же понимаем, что речь идет не о повышении цен на аренду, а об отмене льгот, которыми мы пользовались. И я хочу сказать, что льготы на аренду — это и была та единственная реальная помощь малому бизнесу, другой мы не видели. А когда получили счета, поняли, что разорены. Ведь невозможно вести бизнес без строгого учета и планирования. А такие расходы, понятное дело, никто не планировал. 

Созвонились со знакомыми предпринимателями, решили пойти к руководителю Департамента СЗАО, чтобы понять, что откуда взялось, по каким таким постановлениям. Потому что, честно говоря, занимаясь производством, отслеживать постановления правительства нет ни времени, ни возможности. Около десяти арендаторов собралось, мы записались на прием к руководителю Департамента. Коллективно он принять нас отказался, пришлось идти по одному. Первому же предпринимателю, который пошел, выдали уведомление о новых расценках, заставили расписаться и отправили домой. Стало понятно, что дальше на приемы ходить было бесполезно.

Нашли списки всех, кто арендовал площади по льготным ставкам и оказался теперь в такой же ситуации, как мы, созвонились, договорились встретиться. Собрались буквально через неделю, написали письма Путину В.В., Собянину С.С., Комиссарову А.Г., Фадееву В.А., Платонову В.М., Титову Б.Ю., Шаронову А.В., Говердовскому В.В.

Учредили Координационный совет Северо-Западного округа. Общались мы тогда в комментариях к одной из статей на сайте «Опоры России», там связались с предпринимателями из других округов. И уже на следующем собрании, в связи с тем, что к нам присоединились предприниматели из остальных округов Москвы, Координационный совет стал городским. КСПМ растет, у нас появился сайт, там есть вся необходимая информация, можно к нам присоединиться.

Сколько предпринимателей уже в КСПМ?

Около 400 предприятий, на которых трудятся порядка 8000 сотрудников. Обращаются и многие из тех, кто боится, не хочет себя афишировать, потому что понимает, что на карту поставлено все. Их мы не считаем. Но на собраниях понятно, что более 90% будут закрываться, сворачивать бизнес. Более половины не могут платить и по 3,5 тыс. рублей за аренду.

Уже сложилась организационная структура Совета?

Да, конечно. Я — председатель, секретарь — Мария Осипова, и 10 координаторов, по одному на каждый округ. Координаторы вызывались сами, на сайте есть список. Хотя есть и те, кто вспомнил, что дедушка был в 37-м году репрессирован, и просили их фамилию на сайте не выставлять. Мы в этом плане максимально демократичны.

Каковы ваши основные тезисы?

Во-первых, мы выражаем несогласие с представителями власти, которые заявляют, что нас всего лишь 2,5%.

Мы точно знаем, что на наших предприятиях малого и среднего бизнеса, пользующихся льготами, работает более ста пятидесяти тысяч человек. Соответственно мы выступаем против новых арендных ставок, которые приведут к массовому закрытию предприятий, что впоследствии коснется более полумиллиона москвичей (из расчета: средняя семья — 3 чел.)

Во-вторых, мы категорически против субсидий (100 на всю Москву) на оплату аренды. Мы четко видим в этом коррупционную составляющую. Кроме того, субсидий недостаточно и они никак не покрывают расходы на аренду по новым ставкам.

В-третьих, мы против ограничений по метражу, что не соответствует 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Основной наш документ — это «Декларация субъектов малого предпринимательства, арендаторов имущества г. Москвы». Она тоже есть у нас на сайте. В ней мы предлагаем Правительству Москвы выдать нам субсидии в размере 20-30% от стоимости выкупа помещения в виде первого взноса через аккредитованные Правительством Москвы банки на выкуп площадей, а остальные 70-80% выплачивать через банк. Предприниматель получит возможность выкупить помещение по ипотеке. А город сразу же сможет собрать те деньги, которые ему необходимы. Тем более, если город предложит 20-30% субсидий от стоимости выкупа помещений, это послужит катализатором к действию для владельцев бизнеса. Это кардинально разрешит существующую ситуацию.

Из «Декларации субъектов малого предпринимательства, арендаторов имущества г. Москвы»: «…Установить мораторий на изменение величины арендной ставки в 2013 году и определить переходный период до 2015 года на ее ежегодное пропорциональное повышение до реальных среднерыночных независимых оценок.

В период действия моратория на изменение величины арендной ставки и до введения в действие поправок к 159-ФЗ не включать Арендаторов в так называемый Перечень недобросовестных арендаторов.

Принять правовую норму, что в случае проведения с согласия собственника капитального ремонта или переустройства объекта Арендатором за счет собственных средств арендная плата должна быть уменьшена пропорционально доли фактической стоимости затрат на капитальный ремонт или переустройство в стоимости арендуемого городского имущества, определенных независимым оценщиком.

Отменить ограничения преимущественного права выкупа городского имущества субъектами малого предпринимательства, согласно 159-ФЗ, на нежилые помещения площадью более 300 кв.м.

В порядке поддержки реализации преимущественного права предоставить субъектам малого предпринимательства рекомендованный перечень Банков-партнеров для получения заемных средств для целей выкупа городского имущества на условиях ипотечного кредитования.

В порядке имущественной поддержки предоставить субъектам малого предпринимательства по обращению субъекта выдавать Субсидию для целей выкупа городского имущества, согласно 159-ФЗ, на условиях ипотечного кредитования в размере от 20 до 30 процентов выкупной цены городского имущества».

Ну и наш основной лозунг: мы абсолютно аполитичны, мы не примыкаем ни к какой партии, мы — люди труда и просто хотим работать в нормальных условиях.

Какие именно действия вы сейчас предпринимаете?

КСПМ продолжает настраивать диалог с властью. Мы предложили восстановить в Мосгордуме комиссию по предпринимательству и создать общественный экспертный совет, в который предлагаем включить представителей бизнеса. Подготовлены и рассылаются обращения в муниципальные собрания районов Москвы, Федерацию профсоюзов, Федерацию промышленников и предпринимателей с предложением поддержать предпринимателей Москвы в организации согласительной комиссии по реализации наших требований.

Обидно, что есть недобросовестные предприниматели, которые до 100% площадей сдают в субаренду, а не только части. Но в то же время мы знаем, что порядка 30% государственных площадей, предназначенных для сдачи в аренду, просто заморожены, они не работают, потому что они в плачевном состоянии, и никто их брать не хочет. И заниматься этим тоже никто не хочет. Проще содрать с бизнеса, который на виду и честно работает, платит налоги, и за ЖКХ, и зарплаты сотрудникам. А потом, это же все сейчас и на ценах сразу скажется, и радикалов полно. Но мы хотим цивилизованного диалога.

Уже есть какая-то ответная реакция? Кто-то из представителей властей выходит на диалог?

Никто.

Координационный совет предпринимателей Москвы будет заниматься еще какими-то вопросами, помимо отмены льготной аренды?

Конечно, мысли есть, единение людей есть, и это — неплохая площадка. Но мы не хотим забегать вперед и договорились пока никаких мыслей и идей на этот счет не высказывать. Сейчас у нас есть основная цель: мы хотим достучаться до властей, участвовать в диалоге и принятии решений. Убеждены, что здравый смысл восторжествует.
 

Партнеры
http://www.opora-credit.ru/
http://www.infor-media.ru/informedia-russia/client/index.aspx
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/