27.11.2023
Аладашвили Екатерина

Александра Алымова: «Сейчас все двери открыты для молодых специалистов»

Александра Алымова: «Сейчас все двери открыты для молодых специалистов»

В рамках серии материалов о развитии промышленного дизайна мы поговорили с Александра Алымова, практикующим промышленным дизайнером, сооснователем дизайн-студии I.D.E.A.L.3, старшим преподавателем МГТУ им. Н.Э,Баумана и Британской высшей школы дизайна, разработчиком авторских образовательных курсов, спикером

Об актуальных трендах в промдизайне, перспективах развития профессии и способах начала собственного бизнеса в этой сфере читайте в нашем интервью.

- Как родилась концепция дизайн-студии? Расскажиет про ваш путь.

- Я с детства увлекалась рисованием, креативом, любила что-то мастерить, чинить дома, постоянно что-то придумывала. В 2004 году я решила, что буду поступать в МГТУ имени Н.Э. Баумана на направление Робототехнические системы и мехатроника, потому хотела стать инженером в перспективной области. Учеба была интересная и направление я выбрала абсолютно правильно. Но курсе на четвертом природная любознательность побудила меня искать дополнительное высшее образование, которое бы усиливало мои скилы как инженера-разработчика. Совершенно случайно я нашла информацию о кафедре «Промышленного дизайна» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Оказалось, это очень удобно: днем я на первом высшем, вечером – на втором. Так я училась параллельно два года, и с разницей в год закончила два высших образования.

И учеба на кафедре была невероятно увлекательной: я практически не пропускала пары, впитывала все как губка, очень меня это все интересовало. Закончила с красным дипломом и получила двойную профессию. Я инженер и промышленный дизайнер. И вот эта коллаборация двух направлений дала мне очень мощный толчок в последующей работе.

Еще до поступления на второе высшее я работала в компании, которая разрабатывала детскую крупногабаритную игровую продукцию (2KIDS). То есть мой путь в промышленный дизайн начался еще до обучения, и это создавало дополнительную мотивацию учиться, так как все знания были крайне актуальны в моей работе. Во время обучения на последнем курсе второго высшего мне предложили остаться на кафедре в качестве преподавателя 3Dмоделирования. И с тех пор вот уже 12 лет я преподаю в различных учебных заведениях, разрабатываю свои авторские курсы, внедряю различные интересные методики в учебный процесс.

С 2012 года мы с коллегой Дмитрием Сафиным начали плотно работать вместе: сначала делали небольшие проекты на кафедре, затем стали выполнять сначала небольшие заказы, потом брали заказы все крупнее и крупнее, и, наверное, в этот момент пришла идея организации собственной дизайн-студии. Отличие нашего подхода к работе состоит  в том, что, во-первых, мы очень тщательно выявляли потребности заказчика, а во-вторых, всегда (и до сих пор у нас такой принцип остается) доводили результаты до идеального для заказчика состояния. То есть мы вносим требуемое количество правок, пока заказчик не окажется доволен, и пока задача не будет решена полностью с точки зрения пользователя, технологии, и того брифа, который нам был предоставлен.

Идея создания собственной студии появилась еще и потому, что МГТУ имени Баумана – это крупная организация, где процедура заключения договора с заказчиком, процедура сдачи проектов, процедура распределения финансовых средств – очень сложная, очень емкая. Мы обратили внимание, что не все заказчики готовы участвовать в этой серьезной процедуре. А индивидуальный подход к каждому заказчику, даже с небольшим объемом работ, оптимизация процесса взаимодействия, разработка индивидуального плана работы – все это оказалось очень успешным решением.

И с тех пор мы уже больше 10 лет на рынке, успешно работаем с работали с различными компаниями и заказчиками: Marvelous, , НПО ЦНИИТМАШ, НПП «UVN», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Кидзания, Skyeng, Skoltech, Hasbro, Hennessy, и д.р

- Расскажите подробнее про принципы работы вашей студии, пожалуйста.  

Индивидуальный подход к заказчику, индивидуальное выстраивание процесса проектирования, выбор оптимальных методов, подходов и инструментов с целью разработки уникального решения, полностью удовлетворяющего потребности потребителя, который будет взаимодействовать в дальнейшем с этим решением. Системный, глубинный подход к проектированию.

Смысл не только в том, чтобы порадовать заказчика, но и в том, чтобы это было технологично, чтобы это было выгодно, удобно и востребовано.

Очень часто заказчики не полностью понимают процесс дизайн проектирования. Мы с самого начала проводим с ними работу по совместному выстраиванию процесса, предлагаем оптимальные решения по проектной практике, этапности и так далее.

Процесс работы у нас организован следующим образом. Приходит заказчик с каким-то интересным заказом. Если есть техническое задание, мы приступаем к работе, исследуем проектную ситуацию и далее уточняем техническое задание. Если заказчик приходит с идеей, с желанием что-то сделать, но не полностью разобрался в проектном процессе, мы помогаем ему, предоставляем бриф для заполнения, на основании этого уже формируем оптимальное техническое задание на разработку. Далее мы работаем, как правило, поэтапно. Это очень удобно, потому что вся работа бьется на небольшие этапы, и заказчик в конце каждого этапа понимает, какой результат у него есть. Если что-то случается, например, проект нужно заморозить на какое-то время, этап завершается, заказчик уходит с результатом работы, и возвращается, когда ему это удобно.

- На сколько большая у вас команда?

У нас постоянное партнерство с коллегой Дмитрием Сафиным. И под разные проекты мы привлекаем коллег с необходимыми компетенциями. Под задачу в зависимости от ее объема, срока, стоимости и тех компетенций, которые нужно в решении этой задачи применить, мы собираем команду. Привлекаем специалистов, которые разрабатывают нам, например, расчетно-конструкторскую документацию, специалистов в сфере исследований, в сфере графического дизайна, UX/UI дизайна и так далее. В планах на 2024 год у нас как раз такое расширение команды. В перспективе будет несколько интересных проектов, которые по трудозатратам мы текущим камерным коллективом уже не сможем покрыть.

Так как мы преподаватели, мы зачастую привлекаем студентов в наши проекты с целью погружения их в процесс проектирования, предоставляем им возможность поработать на реального заказчика, и за руку проводим их в процессе проектирования. Таким образом мы с одной стороны готовим для себя молодые кадры, с другой – помогаем им сориентироваться в профессиональном мире.

Такаяколлаборация между преподавательской и проектной деятельностью в сфере промышленного дизайна – очень выгодная история, потому что, общаясь со студентами, постоянно находишься на волне трендов и сохраняешь креативность.

- Как вы управляете своим временем, занимаясь промышленным дизайном, преподаванием, разработкой курсов и выступлениями? Как не столкнуться с профессиональным выгоранием?

Я часто сталкиваюсь с вопросом, как не выгореть и всё успеть. В последние 20 лет я успела закончить 5 высших образований, и получить дипломы МГУ им. М.В.Ломоносова,  МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГОУ все эти знания отлично помогают мне в моей работе.  Я с детства была любознательна, в школе участвовала в олимпиадах по всем направлениям: от спортивных соревнований до олимпиад по химии. Поэтому состояние постоянного жонглирования между разнонаправленными проектами мне привычно. Вот сейчас я заканчиваю, например, писать картину, дальше у меня совещание по новому интересному проекту, а вечером я еду на мероприятие по награждению в сфере промышленного дизайна и параллельно готовлюсь к запуску своего он-лайн курса. Но, конечно, такое жонглирование не может быть бесконечным: рано или поздно накапливается критическая масса знаний, дел, задач и эмоций.

В процессе обучения на кафедре «Промышленного дизайна» наш преподаватель Синельников Алексей Степанович познакомил меня с различными инструментами и методами, которые применяются в дизайн-проектировании, на стадии генерации идей. В частности, я активно использую методы ментальных карт Тони Бьюзена, который хорошо помогает структурировать информацию, планировать, приоретизировать, генерировать идеи и многое другое. Сейчас история с ментальными картами нашла свое отражение в популярном сервисе Miro, который я также активно использую как для решения личных вопросов, так в преподавательской и проектной практике. Навык структурирования задач, визуализации нагрузки и умение приоретизации, как раз и помогают выполнять много дел одновременно и не выгорать. При этом, конечно же, нельзя забывать о качественном отдыхе.

Что касается работы над несколькими проектами одновременно, мне очень повезло, мы с коллегой отлично друг друга дополняем. У нас получилась идеальная коллаборация.. Мы постоянно друг друга поддерживаем, подхватываем дела, помогаем друг другу, обсуждаем задачи, принимаем совместные решения.

И также выгорание может быть вызвано недостаточной мотивацией. В нашей работе мотивация может зависеть от проекта: где-то интересна финансовая составляющая, где-то имиджевая, также в проекте может быть и социальная значимость.

Выступая в качестве спикера на профессиональных мероприятиях, я также часто говорю о том, что именно проектный подход к решению задач, способствует оптимизации процессов и помогает в их реализации. Культура проектирования строится на четком структурировании задач, определении этапов выполнения, и «степ-бай-степ», то есть шаг за шагом, задачи выполняются. А если все оптимизировано, продумано и структурировано, то можно реализовывать много идей и проектов, не выгорая.

- Если говорить про тренды, какие направления в промышленном дизайне вы можете выделить? 

Говоря о трендах актуально вспомнить Дитера Рамса с его десятью заповедями хорошего дизайна, которые актуальны и сейчас. Если дизайн соответствует принципам, значит он будет в тренде долго время. Также говоря о трендах стоит учитывать что их можно условно разделить на глобальные, то есть длительные и более общие, то есть присущие какой-то конкретной сфере или времени, или событию.

Если речь идет о каких-то приборах, оборудовании, то очень активно сейчас развивается тренд на использование искусственного интеллекта, нейросетей, цифровых двойников. Если говорить с точки зрения внешнего облика, то тут тоже находят отклик развивающиеся технологии: например, генеративный дизайн для получения интересных форм или применение аддитивных технологий, которые дают возможность получить уникальные интересные формы, которые не так просто получить с помощью классических методов производства.

Устойчивый дизайн является глобальным трендом, когда не просто преследуются выгоды заказчика-производителя, а выявляются и удовлетворяются потребности потребителей, учитывается влияние на окружающую среду, гибкое изменение в зависимости от сложившейся ситуации в мире и так далее. 

Ну и отдельно хочу сказать, что в зависимости от проекта мы проводим отдельные исследования в области трендов. В частности, у нас были проекты по медицине, и прежде, чем приступать конкретно к проектированию, мы проводили исследования в сфере медицины: обязательное посещение выставок, чтобы отследить текущие тенденции этой индустрии, исследование конкурсных работ, чтобы посмотреть, на что реагирует общественность.

Есть такие глобальные тренды, как осознанное потребление, забота об экологии. Это всегда было актуально. И есть тренды, которые отличаются в зависимости от сферы. В медицинской сфере – это минимализм, чистота форм, и разработка такого дизайна, который будет устойчив и актуален и через много-много лет.

- Каковы перспективы развития промышленного дизайна и профессии промышленного дизайнера? Можно ли говорить, что сейчас происходит старт развития или самый расцвет профессии, и будет ли перспективна профессия в ближайшие пять лет? 

Когда я начинала свой путь в промышленный дизайн, вот это был прям стартовый старт. У нас было не так много мероприятий и конкурсов, где мы могли бы себя проявить, в основном это были международные мероприятия. Сейчас я неоднократно повторяю студентам, что они живут в чудесное время.

Даже во время учебы, уже с первого курса для них организовывают огромное количество конкурсов, фестивалей, хакатонов. В последние 2-3 года происходит бум мероприятий и очень крутых возможностей. В рамках этих мероприятий можно не просто соприкоснуться с представителями мира промышленного дизайна, но и пообщаться с ними, и поучиться у них. Профессионалы в сфере прома  становятся ближе.

Знаете, примерно в 2010 году, пока я училась и работала, мне очень нравился сайт DesignNet, и я знала имена авторов – Владимир Самойлов и Александр Матвеев. Встретиться с ними тогда для меня было чем-то невероятным. А буквально этим летом мы познакомились с Владимиром Самойловым, благодаря совместному участию в мероприятии в Новосибирске Архипелаг 2023 в качестве менторов и очень здорово сдружились.

Сейчас все двери открыты для молодых специалистов. Главное не лениться, выбирать конкурсы осознанно и принимать в них активное участие.

Такое количество мероприятий служит популяризации промышленного дизайна и внедрению культуры промышленного дизайна, культуре применения компетенций промышленного дизайнера в процессе разработки. Это приводит к повышению конкурентоспособности продукта, приводит к тому, что этот продукт выходит на рынок более адаптированным для потребителя. От популяризации дизайна хорошо всем: и производителям потому, что они устойчиво себя на рынке будут чувствовать, и молодым специалистам, и профессионалам в этой области, и, конечно же, обязательно нашим потребителям, пользователям, которые стоят в основе всей этой работы. 

- Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям, тем кто хочет организовать творческий бизнес? Есть ли какие-то ступеньки, которые необходимо пройти от специалиста до предпринимателя?

У нас так получилось, что мы начинали свой путь в МГТУ имени Баумана, и там уже была определенная база заказов. Плюс у нас был очень значительный социальный капитал: друзья, знакомые, коллеги. Поэтому заказы нам стали приходить через сарафанное радио. Оно продолжает работать и сейчас – нас советуют.

Но тем, кто сейчас в начале предпринимательской карьеры в сфере промышленного дизайна,очень важно проявляться. Если о вас никто не знает, то к вам никто не обратиться.

Первое – это, конечно же, сделать, например, свой классный сайт, выложить свои работы, портфолио. Я заметила, что заказчикам, да и всем, очень интересен не только результат работы, но и как строится процесс работы. В портфолио очень круто включить, как проводятся исследования, какие делаются выводы, как происходит концептуальный поиск. У нас один глобальный и долгий заказ, над которым мы работали целый год, пришел через Behance потому, что там был выложен процесс именно проведения дизайн-исследований и концептуального поиска.

Так же очень эффективно проявляться в рамках участия в мероприятиях: конкурсах, конференциях, хакатонах. Раньше был такой стереотип, что дизайнер — человек замкнутый, интроверт, сидит дома в своей темной комнате за компьютером и тихо делает свой проект. Это так не работает. Нужно выходить в свет, общаться, рассказывать о себе, как-то себя презентовать, знакомиться с людьми, участвовать в нетворкингах.

- Вы уже упомянули о важности участия в конкурсах. А чем «Фабрика Дизайна» отличается от других конкурсов в области дизайна? Какие перспективы развития/преимущества/особенности конкурса «Фабрика Дизайна» вы можете выделить?

«Фабрика Дизайна», безусловно, отличается от других конкурсов. Классический конкурс, как правило,выглядит так: есть техническое задание от заказчика, есть дедлайн, есть формы подачи работы, иногда это платное участие, иногда бесплатное. Эксперты, жюри оценивают работы и участники получают приз, статуэтку, разработку, реализацию со-проекта и так далее. В такие классические истории заходят в свободное время, или и в последнюю ночь перед дедлайном доделывают свои проекты. Это первая категория конкурсов.

Вторая категория, которую я бы отметила, это – премии, такие как, например, Red Dot. Туда отправляются текущие работы или те, что разрабатываются под это дело. Основной мотив участия здесь — признание, публикация на сайте соответствующей премии.

Но в этих конкурсах, в первой категории особенно, очень редко встречается процесс вовлечения участников в разработку, когда заказчик, объявляя конкурс, устраивает мероприятия, лекции, установочные сессии, позволяющие участникам лучше узнать объект разработки, познакомиться с самим заказчиком.

А «Фабрика Дизайна» — это уникальная история с точки зрения идеологии. Участники там не просто выбирают некоторое количество брифов и задач, в которых могут поучаствовать. Здесь есть образовательная программа, есть трекеры, которые помогают в проектировании, устраиваются отдельные чаты для участников. Таким образом создается комьюнити, где участник получает не просто интересную задачу, а возможность пообщаться с трекером или трекерами, людьми из индустрии, которые могут за руку провести его к красивому и эффективному результату. Они не просто говорят, где плохо или хорошо участник сделал, а именно дают инструменты, наставляют, и даже помогают готовить работы к полуфиналу. То есть для новичка, да и для молодого специалиста, даже для профессионала это очень интересная история: новичку узнать что-то новенькое, профессионалу скорректировать свой вектор развития.

Также это даетвозможность поработать над реальным брифом, получить потенциальный заказ или вообще работу у заказчика, а также получить признание в качестве финалиста «Фабрики», анонсы в СМИ, заявить о себе в индустрии промышленного дизайна.

Концепция «Фабрики» очень классная. В целом это очень похоже на акселератор, на интенсивы по дизайн-проектированию. Это хорошо всем сторонам: трекерам, кураторам и специалистам дает возможность посмотреть, что происходит в индустрии, какие есть молодые будущие дизайнеры, поработать с интересными брифами и заказчиками. И, конечно же, это – комьюнити.

- Какие планы у вас и вашей студии на будущее?

Мы никогда не стоим на месте. План на 2024 год – расширение. Планируем привлекать новых интересных заказчиков, смотрим в сторону расширения спектра сфер, с которыми мы работаем. Что приводит к необходимости расширения команды специалистов.

Также в фокусе внимания – обучение специалистов. Я в декабре запускаю свой онлайн-курс по дизайну упаковки. Мне очень хочется вынести в онлайн-пространство академическое образование. Курс читается очно, например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана, но хочется сделать его доступным для всех желающих. После курса по дизайну упаковки планируется запуск курсов по дизайн мышлению, промышленному дизайну и методам генерации идей.

Лично мне кажется, что проектный подход как сущность, то есть постановка задачи, этапы исследования, выявления проблемы, поиск методов решения проблемы и само решение проблемы — это крутая штука даже для специалистов не из сферы дизайна. Мой вектор развития сейчас направлен в сторону популяризации проектного подхода.

 

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/