Елена Курочка, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru
Александр Яхнич, владелец команды Yakhnich Motorsport, президент компании YMS Promotoin LLC
«Без души ничего не получится!»
«В России пилоты, несмотря на талант и самоотречение, "гибнут за металл". Полностью отсутствует необходимая система работы с лучшими инженерами по совершенствованию мотоциклов, а ведь это дорога с двухсторонним движением: инженеры, телеметристы, разработчики, все они должны очень чётко координировать путь совершенствования мотоцикла и подготовки его настроек с пилотом!», — Александр Яхнич, владелец самой популярной в мире российской команды Yakhnich Motorsport.
Расскажите, как появилась идея создания профессиональной команды по мотоспорту? Мотоциклы были Вашим хобби или это было чем-то новым для Вас?
Это стартовый вопрос во всех моих интервью и на него я всегда отвечаю так: как бизнес мы развиваем это направление в последние годы, а изначально это было увлечением. Когда у нас с женой было больше свободного времени, мы искали для себя разные экстремальные хобби, например, два года летали во Францию, получили «любительские» сертификаты пилотов Formula-1. Но свободного времени становилось все меньше, а Formula без реальных соревнований показалась уже скучноватой, не хватало нам спорта. И волею судьбы Надя села на мотоцикл, сначала ездила по городу, а потом перешла на трек.
Так появилась наша первая женская команда, и на кольце ее представляли Надежда Яхнич и Наташа Любимова. Они объединились, а я их поддержал: сначала это был такой «fun», но постепенно мы решили серьёзно подойти к этому вопросу, хотя, к сожалению, в России отсутствовала и школа, и технологии подготовки как спортсменов, так и мотоциклов. Нам пришлось искать нужных специалистов, и мы нашли их в Италии. Девчонки стали тренироваться, поехали на чемпионаты Италии и Европы, заняли приличные места в самом сильном женском чемпионате мира — итальянском. С течением времени мы поняли, что это неплохой бизнес, просто в России его еще нет, а раз ниша пуста, то почему бы нам ее не заполнить?
Вы являетесь единственным владельцем этой команды или у Вас есть партнеры?
Партнёров нет, я единственный владелец.
Как Вы занимались подбором профессиональной команды, из каких людей состоит Yakhnich Motorsport?
С выбором членов команды всё очень просто: в России есть 4-5 человек, которые заявили о себе в мировом суперспорте. И это, наверное, почти весь цвет российского мотоспорта. При этом Владимир Леонов (пилот команды Yakhnich Motorsport — авт.) в свои 26 лет — это звезда, пилот мирового уровня и сегодня он очень далеко ушёл от всех остальных парней. Но каждый из них, поверьте, совершает маленький подвиг. Например, Эдик Блохин — ему лет 39-40, он владелец и пилот в своей команде. Конечно, он катается для себя, чтобы потом сказать детям: «Ваш папа в чемпионате мира участвовал!»
На самом деле квалифицироваться в чемпионате мира очень сложно, это очень высокий уровень — элита, лучшие люди планеты, быстрее которых нет никого. И в этом смысле ребята большие молодцы. Другой пример: Сергей Крапухин, тоже «возрастной» пилот, он хороший парень и всего добивается сам, но «школа» у него наша, советская. Ребятам не хватает именно того, чем мы занимаемся последние три года в Европе, того, что мы видим и проходим, того, во что мы вкладываем огромный организационный и финансовый ресурс. Вот, например, несколько наших пилотов выехали по «уайлд-кард» в чемпионате мира в прошлом году в августе в Москве. Всего пилотов было где-то 35, из них 6 сошло с дистанции, Леонов приехал на подиум, Крапухин приехал, по-моему, 27-м, и это все равно хороший результат. Но он демонстрирует сегодняшний уровень российского мотоспорта!
В России пилоты, несмотря на талант и самоотречение, «гибнут за металл». Полностью отсутствует необходимая система работы с лучшими инженерами по совершенствованию мотоциклов, а ведь это дорога с двухсторонним движением: инженеры, телеметристы, разработчики, все они должны очень чётко координировать путь совершенствования мотоцикла и подготовки его настроек с пилотом, что, несомненно, помогает получить максимальный результат.
А существует ли возрастные ограничения для пилотов?
Макс Бьяджи выиграл чемпионат мира в 41 год, Карлс Чека — в 40. Почему-то так сложилось, что в супербайке в последние несколько лет побеждает опыт. Пилотам очень сильно помогает знание трасс, знание мотоцикла, умение работать с инженерами. Когда талантливый пилот работает много лет с разными командами и понимает стратегию развития мотоциклов за последние 10-15 лет, он становится уверенным и быстрым.
Опыт, умение и знание сильно помогают пилотам быть в седле не только в супербайке, в Formula-1 — то же самое. Михаэль Шумахер вернулся в спорт, когда ему исполнилось 43 года. А внутри болида, скажу я вам, — абсолютно не «покатушечное» настроение. Мы пробовали в свое время, после сезона 2004, проехать на болиде Renault Фернандо Алонсо, когда он еще не был чемпионом мира. 5-6 кругов и всё — лимит энергии на весь день полностью исчерпан. Это очень физически тяжелое занятие. Точно так же и в мотоспорте: если человек может держать себя в 40 лет в физических кондициях на уровне 25-летнего, если «физика» позволяет, то опыт, конечно, очень сильно помогает.
Безусловно, средний возраст пилота существенно ниже в чемпионатах мира. В Супербайке чуть-чуть побольше, в Moto GP — чуть-чуть поменьше. Дело в том, что если сравнивать два чемпионата, Супербайк и Moto GP, то Moto GP — это чемпионат прототипов. Там может быть сложнее использовать годами накопленные навыки и знания, работать с командами, инженерами.
Как формируется бюджет вашей команды?
Из моего кармана. Я последних лет 18 занимаюсь инвестиционной деятельностью, сфокусировался на трех отраслях: финансы, энергетика, транспорт. Поэтому данный проект для меня — некий вызов. У любого проекта есть инвестиционный период, есть понимание, как это работает, откуда берутся деньги. Команда сама по себе ничего заработать не может. Она может выиграть чемпионат, построить мотоцикл, но большего функционала у нее нет, а вот маркетинг должен сформировать из этого правильный продукт, который будет интересен спонсорам. У любого проекта есть инвестиционный период, есть понимание, как это работает, откуда берутся деньги.
Можно ли рассматривать команду как бизнес?
Команда — это чисто спонсорская история. Мы должны предоставить такой формат продукта, в котором возврат инвестиций для спонсора будет соответствовать заявленному. Если говорить о Formula-1, о Супербайке или MotoGP — это классическая формула 5 к 1, эффективная с точки зрения прямой рекламы. Здесь есть большая сопричастность для зрителя, сопереживание. Но важен правильный заход, а не просто наклейка с логотипом компании. С точки зрения развития промоутерской деятельности спектр доходных механизмов намного шире: кроме спонсорства это ещё и вопросы формирования контрактов, условий, билетная программа, продажа лицензий. В данном случае у нас в пакете есть то, что мы в последние годы приобретали, разрабатывали. Мы тотально, эксклюзивно закрыли Россию практически по всем пунктам в части топовых мотосоревнований. Понятно, что это организация самого чемпионата мира до 2021 года, телевизионные права на территории России и СНГ. По телетрансляциям в прошлом году мы давали сигнал ВГТРК абсолютно бесплатно, в этом году, я думаю, начнём продавать, а года через 2-3 это будет вполне приличный пакет, так же, как с футболом. Например, сейчас стоимость приобретаемых ВГТРК прав на трансляцию Formula-1 составляет несколько миллионов евро в год. Мы тотально, эксклюзивно закрыли Россию практически по всем пунктам в части топовых мотосоревнований.
А как формировались ваши спонсорские пакеты?
Наши спонсорские пакеты формировались на основе принципов классического мирового маркетинга, но ни в коем случае не в российской его интерпретации. У нас глубина планирования — минимум 10 лет, и нам нужно создать продукт, который заинтересует спонсоров в долгосрочном участии и развитии. Вкладывать деньги в подобные проекты на год или два — все равно, что их выбросить! Никто не получит никакой отдачи, потому что у зрителей должна сложиться устойчивая ассоциация с брендом, у бренда должна быть успешная спортивная история, а самое главное — владелец бренда должен создать технологические условия внутри компании для спонсорской активности.
Я могу сказать, что сейчас мы с несколькими крупнейшими российскими страховыми компаниями обсуждаем чемпионат именно с точки зрения бизнес-подхода. И знаете, во что мы упираемся? Все признают, что этот проект — лучший в России, но некоторые страховые компании не понимают, как лучше с ним работать, потому что это следует делать через некую продуктовую технологию. А как у нас принято? Давайте представим какую-нибудь крупную страховую компанию с большим количеством филиалов, в которых в основном работают пожилые женщины. Очень сложно представить, как они будут продавать супербайк или Formula-1! «Розничное», направленное на граждан страхование, у нас ставится в качестве основной задачи, а такой мощный маркетинговый продукт, как чемпионат мира, невозможно применить в данных условиях. Для этого необходимо менять продуктовые линейки и строить современные технологичные офисы продаж.
С какими организациями, на Ваш взгляд, уже есть готовые варианты сотрудничества?
С банками. Наиболее технологические банки с большой розничной сетью, с ориентацией на частников, с большими карточными программами для нас идеальный вариант. У нас есть много точек приложения себя, много «точек прибыли», в том числе и развитие ко-программ со спонсорами. В прошлом году мы сознательно отказались от каких-то небольших сумм, предложенных нам потенциальными спонсорами и партнерами, потому что очень сложно было определить величину участия в проекте. Когда люди приходят и говорят: «Вот мы хотим в супербайке засветиться, так круто, там такая картинка! У нас есть 15 миллионов рублей!», я говорю сразу — нет!Наиболее технологические банки с большой розничной сетью, с ориентацией на частников, с большими карточными программами для нас идеальный вариант.
В этом проекте не нужны неидеологизированные деньги — нужны партнёры, которые несколько лет с нами вместе будут развивать нас и свои продукты, будут их активно продавать и получать миллионы лояльных клиентов для себя, а мы, соответственно, будем этим пользоваться. У нас, естественно, есть собственная история по монетизации лояльных граждан, не только тех, которые смотрят нашу трансляцию или болеют за Леонова, но и лояльных пользователей наших партнёров.
Из какого количества людей состоит Yakhnich Motorsport?
Где-то 50 человек. Мы пока не можем позволить себе большее количество людей, но каждый наш сотрудник очень ценен!
В какую цифру вам обходится участие в соревнованиях?
Все соревнования финансируются по-разному, в зависимости от количества персонала, страны и т.д., поэтому точную цифру я вам назвать не могу.
Технически команда Yakhnich Motorsport — это что?
Технически наша команда — это база в Италии, Болонья, где мы строим двигатели благодаря поддержке Yamaha и, начиная с осени, тестируем наши разработки.
Вы уже совместно с Yamaha разрабатываете двигатели, а у вас еще не возникало идеи создания собственного мотоцикла?
Выпустить мотоцикл для нас не проблема, давайте соберём его! Но техника, на которой мы ездим — неповторима, это не стоковая версия. Мы можем собрать еще десяток таких же, но большего количества не получится, ведь тот технический потенциал, который у нас есть, те секреты и новинки в тираж мы выпустить не можем. Выпустить мотоцикл для нас не проблема, давайте соберём его!
А разработанные нами совместно с Yamaha двигатели летом в Италии мы запустим в продажу, у нас уже есть линейка заказов. Но это будет не розничная торговля, скорее тюнинг-ателье двигателей, точно так же, как у Honda в Голландии, и в этом смысле Yakhnich Motorsport вполне может присутствовать в Италии.
Сегодня мы вполне востребованы, другое дело, что создание некоего рыночного направления в той же Европе требует инвестиций. И не только… В Италии мы подобрали себе новое здание, очень технологичное, уже подписали договоры, но сейчас мы столкнулись с проблемой: налоговые консультанты продавца рекомендуют ему отказаться от сделки в силу того, что «это русские», «происхождение денег неизвестно»….
Похожая история связана с чемпионатом Италии в 2011 году, когда погиб Марко Симончелли. В тот день в чемпионате, в сток-600, Володя ехал за чемпионством, и в паддоке у итальянцев настрой был примерно таким: «Симончелли погиб, и мы не можем позволить, чтобы сейчас русские выиграли, это же будет ещё одно горе для итальянского народа». И молодой парнишка просто врезался в Вову. С нашей стороны всё обошлось без травм (итальянский парень поломался), но в итоге Леонов пришёл только третьим.
Конечно, локальные чемпионаты — это локальные чемпионаты, там своя кухня. Самые сильные — это итальянские и испанские чемпионаты, ну ещё британский супербайк. А в мире всё немного проще, хотя есть и забавные истории, как с проверками Леонова на допинг — за прошлый год всего трёх человек в чемпионате мира проверяли, так что мы в «тройке», да и мотоцикл проверяли кучу раз, думая, что мы сделали с нашим Yamaha что-то невероятное.
Согласно исследованию агентства In-Sport Marketing в России мотоспорт вошел в десятку лидеров среди самых популярных видов спорта. Как Вы думаете, с чем это связано?
Да вы что? Дайте нам это исследование!
Для того чтобы мотоспорт стал не только красивой картинкой, а и качественным во всех отношениях продуктом, нужны условия для людей, они же зрители, им необходимо куда-то прийти, увидеть все это вживую! На самом деле, красивая картинка — это сильный побудительный мотив, особенно когда в этой картинке есть скорость, техника, красивые девушки, а с этим в мотоспорте лучше, чем в Formula-1. Первичный спрос рождает предложение.
Посмотрите: мы сейчас столкнули огромный снежный ком и во многих городах появились треки: Казань, Нижний Новгород, Смоленск, Санкт-Петербург, сейчас во Владивостоке строят, будет в Сочи, в Тюмени. Крупные концерны, такие как Yamaha, Kawasaki и другие, начинают потихоньку вкладывать деньги в развитие, и будут это делать еще активнее, они поддержат этот бизнес и получится некое замещение ДОСААФ. Появляется много детских школ и у детей уже есть выбор: ведь если раньше был только кросс, то теперь — асфальт или кольцо, и не только в России: достаточно много компаний представляют услуги выезда на треки Европы, обучения, общения с профессионалами.
А почему Вы сократили свою программу, связанную с детскими школами?
Во-первых, нельзя объять необъятное. Во-вторых, этим надо профессионально заниматься, фокусироваться на развитии технологий образовательного и тренировочного процесса. А это уже требует полного вовлечения в процесс, практически не пересекающийся с построением топовой команды чемпионата мира.
Тяжело ли заниматься таким сложным делом, как популяризация мотоспорта в России?
Это не просто тяжело, а практически невозможно! Это задачу даже можно назвать социальной! Я же не проснулся однажды и не решил: облагодетельствую-ка я страну. Но я абсолютно не против социальной окраски этого проекта, ведь мы хотим развить этот бизнес не только со стороны нашей команды, но и со стороны спортивного маркетинга, который в России существует пока в достаточно извращенном виде. Здесь мы не то чтобы впереди планеты всей, но все же делаем уникальный продукт с точки зрения международных стандартов, и он, я надеюсь, у нас хорошо получается.
На момент становления нашей команды у нас сложились хорошие отношения с Федерацией Мотоспорта России и с владельцем чемпионата мира –компанией Infront Motor Sports, и мы просто сели и написали концепцию развития, некий проект победы России в мировом мотоспорте. То, что проходят европейские пилоты вместе со школой, мы прошли уже далеко не в школьном возрасте. И надо сказать, что это очень сильно помогло!То, что проходят европейские пилоты вместе со школой, мы прошли уже далеко не в школьном возрасте.
Как на Западе относятся к мотоспорту в России?
Запад имеет странное представление о России. Если раньше у нас в основном медведи ходили с балалайками, то теперь у нас смесь из нефти вперемешку с долларами прямо льется по улицам городов!
Эту историю нам ещё, конечно, нужно пережить, потому что из-за этого представления о России у нас ещё в прошлом году начались проблемы: протесты, жалобы, сколько раз разбирали наш мотоцикл, проверяли Леонова на допинг…
Отношение не то чтобы предвзятое, просто вот появились какие-то русские, да еще и результат показывают…. Но ведь это долгий и сложный путь, огромный людской труд, работа целых корпораций, гоночных подразделений этих корпораций. Год от года выделяются и осваиваются бюджеты, есть департаменты разработки и так далее. У BMW, например, бюджет в супербайке в прошлом году был 22 млн. евро. Сколько в этом году, я не знаю, но если посмотреть на GP Honda, например, то там нолик к этой цифре можно приписать смело, Honda самая щедрая компания в этом плане.
Как Вам удалось привезти в Россию чемпионат мира World Superbike?
Тяжело. Мы подписывали контракт, когда еще не завершилось строительство трассы Moscow Raceway. А так как ее строительством занимались не мы, это еще более усложнило наши финансовые обязательства. Но у всех всё получилось!
Конечно, на финальных стадиях мы серьёзно участвовали в получении трассой омологации и в вопросах взаимодействия с органами государственной власти в плане ввода в эксплуатацию объекта просто потому, что у нас не было другого выбора: или мы проводим чемпионат и тогда нам нужно «и за себя, и за того парня поработать», или не работать, и тогда бы это стало достаточно печальной историей. Но всё прошло отлично, хотя были и организационные, и технические накладки.
Естественно, ведь мы всё это в первый раз провозили сюда, потом отсюда: таможня, пограничники, Росавтодор, остальные службы. А все трейлеры негабаритные, все идут с перевесом, и, вообще-то говоря, на таких машинах нельзя въезжать в Россию, поэтому на всё приходилось делать специальные разрешения.
Как Вы планируете развивать чемпионат мира в России?
Сейчас с Минпромторгом России мы активно обсуждаем тему развития мотоспорта, она стоит особняком от, например, темы автомобильной. И не потому, что у нас не было мотоспорта, а теперь вроде как появился и даже есть все шансы выиграть чемпионат мира. Речь идёт о том, что у нас развивающийся рынок.
Знаете ли вы, что в России продаётся около 3 млн. автомобилей в год, это второй по величине рынок в Европе после Германии, это миллиарды долларов? А с точки зрения мотоциклетного рынка ситуация, на самом деле, удивительная, потому что мировой рынок производства мотоциклов к 2018 году, по оценкам экспертов, будет составлять 126 млн. мотоциклов в год. Это от 0,5 до 1 трлн. долларов в год. Россия пока к этому рынку не имеет никакого отношения, а основные игроки с точки зрения захвата этого нового «денежного мешка» — это Индия и Китай. Например, третий, по-моему (я случайно узнал, не собирал статистику специально), по величине производитель мотоциклов в Индии Hero производит 3 млн. мотоциклов в год.
Безусловно, наша задача немного в другом: так как времени на развитие своего производства нет, намного проще организовать локализацию сборочных мотоциклетных производств и сделать Россию региональным лидером хотя бы для стран СНГ. И сделать с мотоциклами это гораздо проще, чем с машинами: у нас есть объём рынка, есть некие принятые решения со стороны государства.
По поводу сборочных производств: в Бразилии, где продаётся 7 тысяч мотоциклов BMW в год, есть завод BMW. В количественном выражении это не так много — в России продаётся в районе 1,5 тысяч мотоциклов BMW. То есть нам надо приложить совсем небольшие усилия, чтобы войти на этот рынок, привлечь сюда концерны, в первую очередь японские и европейские. Естественно, у нас появится и какое-то количество китайских сборочных производств. Здесь ситуация очень простая: нам нужно срочно инициировать первичный спрос в России, чтобы рынок начал становиться интересным для дилеров и дистрибьюторов. Невозможно со стороны руководства министерства или правительства инициировать его какими-то приказами. Понятно, что мы пролетаем мимо огромного рынка и можем хотя бы к 2020 году в России создать кусочек этого рынка, порядка 10 млрд. долларов. Это вполне приличный кусок, которого не было ранее, а инициировать первичный спрос — это не так дорого: на социальную составляющую нашего бизнеса можно посмотреть и с точки зрения развития экономики страны. То, что мы делаем супербайк в России и то, что потенциально российский пилот в российской команде может приезжать на подиум, дай Бог, и чемпионат мира выиграет — это всё как раз тот драйвер для формирования первичного спроса.
В августе нашу трансляцию посмотрели 1,6 млн. человек, а ведь это тот спорт, которого в России не было. В этом году мы будем активно транслировать и освещать весь сезон и сформируем лояльную аудиторию в районе 3-4 млн. человек. Лояльную в том смысле, что люди не просто будут смотреть телевизор, но и станут обращать внимание и приобщаться к брендам, связанным с мотогонками.
Хорошим примером является «Газпромнефть»: они разработали продуктовый бренд G-Family, и как только они стали эксплуатировать тему спорта, прирост к продажам нефтепродуктов на заправках и увеличение лояльности клиентов составили 60-70 процентов. G-Drive, G-Energy — это продуктовый бренд, а не бренд компании. Газпромнефть стала первой компанией, которая в России осилила классический мировой маркетинг в этом плане и получила результат. Сейчас они ушли и на территорию сопутствующих товаров — энергетиков и так далее. Я думаю, что выигрыш для компании составил как минимум несколько сотен миллионов долларов в год.
А Вам нравятся спортивные мотоциклы, катаетесь ли Вы в свободное время?
Мне нравятся спортивные мотоциклы, но я на них не езжу. Последний раз, когда я активно использовал двухколёсную технику, это была Vespa: у меня было хорошее настроение, и я просто решил недельку поездить на работу на мотороллере. А вообще, мне нравится делать все хорошо, плохо делать я не умею! Я понимаю, что для того, чтобы управлять спортивным мотоциклом, нужно умение и навыки, но в городе ездить опасно в силу отношения некоторых водителей и дорожной ситуации. А вообще, мне нравится делать все хорошо, плохо делать я не умею!
Но я обязательно сяду за руль мотоцикла, тогда, когда мои дочки начнут учиться его вождению. Сейчас, когда я у них спрашиваю, кем они хотят стать, они отвечают: «Как и все девочки — мотоциклистками!».
Каковы задачи Yakhnich Motorsport на 2013 год?
Задач у нас много. Первая — победы. Мы обязательно должны что-то выиграть!
Если говорить о спортивном маркетинге, то первый наш шаг — эффект присутствия: первый русский в Moto GP, в Formula-1 — именно эта тема вызывает такой всплеск интереса, а для того чтобы конвертировать этот интерес в деньги, он должен быть постоянным. Поэтому вторая задача — создание условий для постоянного интереса, и для этого мы будем продолжать инвестировать в технику, в пилотов, в команду, чтобы стать устойчивой мировой топ-командой. Мы будем помогать формировать статус Владимира Леонова как российской звезды спорта, потому что все пилоты в этом спорте — герои! Я вижу, от чего отказывается Леонов, как он старается, как много он работает, потому что так нужно. Я бы так не смог!
А если говорить о задачах с точки зрения бизнеса?
А в этом плане наши задачи не ограничиваются одним годом. Нам необходимо выработать некий пул партнёров, программы для них на 3-4-5 лет и это будет новым стандартом в российском спортивном маркетинге. Главное, чтобы эти компании понимали, что параллельно с выделением денег они должны инвестировать в собственную инфраструктуру. Поэтому в этом году мы должны найти именно идеологических партнёров.
Вы, как человек, который давно занимается бизнесом, имеет много проектов, можете провести какую-нибудь параллель с мотоспортом?
Бизнесов у меня много и каждый из них интересен и увлекателен на своем уровне. Мне нравится процесс построения компании, новые технологии, которые мы разрабатываем, структурирование бизнеса, получение достойных финансовых результатов. Я не занимаюсь проектами, от которых не получаю какого-то внутреннего удовлетворения, которые чужды мне по духу. Но с мотоспортом ни один из них не сравнится, это абсолютно уникальная история. Он окрашен такими яркими эмоциями, которые не дает мне ни один другой мой проект.
А могли бы Вы дать несколько советов начинающим предпринимателям: как найти свое дело, в чем секрет успеха?Самое главное в занятии любым бизнесом — чтобы он доставлял удовольствие.
Малого бизнеса у меня не было давно и я не могу назвать себя здесь экспертом, хотя очень часто вижу, как уважаемые люди, которые имеют достаточно приличное состояние, советуют или как-то иначе участвуют в поддержке совсем малого бизнеса, каких-то инициатив и стартапов. Я могу просто сказать свое мнение: самое главное в занятии любым бизнесом — чтобы он доставлял удовольствие. И хотя результатом любого бизнеса должны быть деньги, они не могут стать единственной целью, без души ничего не получится! Сначала человек должен выбрать ту тему, которая максимально ему близка, а уже затем придумать, как ее монетизировать.