20.05.2014
Ефим Шульгин, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru

Юлия Жигулина, исполнительный директор и Ирина Павлова, заместитель руководителя департамента социальных и благотворительных проектов по развитию, Фонд «Наше будущее»

Юлия Жигулина, исполнительный директор и Ирина Павлова, заместитель руководителя департамента социальных и благотворительных проектов по развитию, Фонд «Наше будущее»

«Основным критерием является решение социальной проблемы»

Социальный предприниматель — художник в решении социальных проблем. Представители фонда «Наше Будущее» об особенностях ведения добросовестной деятельности в условиях российской действительности и женском лице социального предпринимательства.

О персоне: Юлия Жигулина, исполнительный директор и Ирина Павлова, заместитель руководителя департамента социальных и благотворительных проектов по развитию, Фонд региональных и социальных программ «Наше будущее».

Что такое социальное предпринимательство, чем социальный бизнес отличается от любого другого, и какой бизнес можно назвать несоциальным?

Юлия: Это очень ёмкий вопрос и простой формулировкой сложно будет обойтись.

Начну с вопроса о том, какой бизнес является несоциальным. Если рассматривать глобально, то любой бизнес, связанный с трудоустройством и решением проблемы безработицы, является социальным. Но, если говорить с точки зрения финансового результата бизнеса, то отличие социального предпринимательства от коммерческого предприятия в том, что основной задачей несоциального предпринимательства является извлечение прибыли. Прибыль — основная миссия коммерческого предприятия. Теперь добавим понятие социального предпринимательства: что это такое? Помимо извлечения прибыли, которая не является основной целью и миссией, социальный бизнес ставит во главу угла решение сложного социального вопроса. Если превыше
всего стоит именно решение какой-либо проблемы общества, мы называем предприятие социальным.


Простой пример — всем прекрасно знакомая сложная ситуация с детскими садами. Ребенок ещё не успел родиться, а родители уже вынуждены его записывать в очередь или решать проблему с помощью частных детских садов. Самое большое количество проектов, подержанных фондом, это проекты, связанные как раз с частными детскими садами. Очень яркий пример — Марина Шилкина и ее «Билдинг-сад». Марина проработала новые форматы организации детских садов, используя площади еще строящихся зданий и первые этажи уже жилых. Она погрузилась в юриспруденцию и экономику, разработала новые форматы организации, при которых выигрывает и муниципалитет, и потенциальный инвестор со строителями, и, естественно, родители. Подобное инновационное решение давно существующей проблемы можно отнести к социальному предпринимательству. Кстати, Марина Шилкина была лауреатом премии «Импульс Добра» в прошлом году.

Ирина: Чаще всего мы начинаем с определения проблематики. Например: аптека. В большом городе, где аптеки в избытке, рассматривать эту тему как социальную нельзя. А в сельской местности, где существует проблема доступа к лекарственным средствам, наличие доступных по ценам аптек – острая социальная проблема. Когда предприниматель создает подобную аптеку, понимая потребности потенциального клиента, делая отвечающее этим потребностям предложение, тогда это уже социальный бизнес.

И подобных проблем множество: доступ к питанию, к лекарствам, к питьевой воде, образованию, различным видам услуг, экология, развитие сельского хозяйства.

Как и по какому принципу Фонд отбирает проекты для финансирования?

Юлия: Основным критерием является решение социальной проблемы. Кроме того проект должен быть самоокупаемым, инновационным. Под инновациями мы подразумеваем не обязательно какое-то ноу-хау или научную разработку: скорее это — новый подход в решении банальной ежедневной проблемы. Также смотрим на возможность тиражируемости проекта. С учётом этих критериев фонд и подходит к отбору проектов.

Ирина: Проекты проходят несколько этапов: сначала эссе, в котором мы просим рассказать, почему предприниматель считает свой проект социальным, потом заявка с тремя блоками информации об организации, о руководителе проекта и самом проекте. Если конкурсный комитет одобрит заявку, проект проходит на второй этап. Тогда заявитель должен оформить бизнес-план и показать, каким образом будет развиваться проект в случае получения финансирования от Фонда. Бизнес-план оценивается не только оргкомитетом конкурса, но и инвестиционным аналитиком. Не каждый предприниматель может всегда адекватно оценить ёмкость рынка, предсказать появление конкурентов, аналитик в этом поможет. Кроме того, у нас есть профильные эксперты, которым мы отправляем узкоспециализированные проекты, например, изобретения каких-либо новых методов работы в педагогике и пр. Далее заявитель проходит разработанный психологами тест на определение предпринимательских способностей. Сложный, многочасовой тест, проходит в очной и заочной форме. По его результатам человек получает полную карту с описанием врожденных качеств и областями для их применения и развития. После этого, представители нашего конкурсного комитета выезжают на место, где работает предприниматель и смотрят, что всё заявленное существует в реальности. Заполняется подробная анкета, всё фотографируется. Конкурсный комитет взвешивает все «за» и «против», и проект в сжатом виде попадает в Попечительский совет. На заседание Попечительского совета заявитель приезжает лично, и очно доказывает, что он — самый лучший. Именно Попечительский совет принимает решение о форме, объёме, и сроках, на которые будет выделена запрошенная сумма. В среднем на всё это уходит полгода. В случае, если все цифры и расчёты внятны, предприниматель получает запрошенную сумму, а также консалтинговую и информационную поддержку от Фонда. Все средства возвратные, но беспроцентные.

Финансирует ли Фонд стартапы на уровне идеи?

Юлия: Безусловно. Но это должен быть стартап не просто на уровне идеи, а на уровне устойчивой идеи. Для этого также необходимо написать эссе о том, что тот, кто заявляет эту идею, является социальным предпринимателем, понимает, что это такое и готов это доказать, и подать заявку по заявленным параметрам и критериям. Вместо бизнес-плана к таким проектам требуется технико-экономическое обоснование.

Ирина: И надо не забывать, что у предпринимателя все-таки должно быть 20% собственных активов. Это не наша выдумка, а общее правило и действует для всех. Момент это чисто психологический — человек должен быть вовлечен в дело, которым собирается заниматься.

Юлия: Или же поручительство в качестве альтернативы. В этом плане мы немного похожи на некий коммерческий банк. Но, тем не менее, необходимо понимать, что мы не в идеальном мире живем и стараемся минимизировать риски невозврата денежных средств. Ведь те деньги, которые возвращаются в итоге в Фонд, тут же перенаправляются на поддержку следующего прошедшего отбор проекта.

Сталкивались ли Вы с какими-то удивительными нестандартными социальными проектами?

Юлия: Проекты повторяются, потому что набор проблем, требующих решения, достаточно статичен. Как правило, это: детские развлекательные центры, медицинские услуги, психологическая помощь, детские дошкольные образовательные учреждения, проекты, связанные с развитием сельского хозяйства, с восстановлением и трудоустройством деревень.

Ирина: Самое большое удивление — не сам бизнес, а люди, которые их создают и развивают. Несмотря на то, что тематика и кейсы повторяются, сильнейшее впечатление производят люди, «горящие» идеей, работающие больше вопреки, чем благодаря. Самые успешные предприниматели не устают повторять: нельзя начинать проект, держа в голове только желание заработать. Даже работа, приносящая очень большие деньги, рано или поздно приведет к опустошению, если не будет питаться дополнительным смыслом, большой идеей. И люди, занимающие социальным предпринимательством, это понимают.

Как планирует развиваться Фонд, и как будет развиваться Конкурс «Социальный предприниматель»?

Ирина: Развитие конкурса зависит от объемов финансирования, из года в год мы его держим в неизменных объемах, несмотря на непростые экономические ситуации. Новшество прошлого года состояло в том, что мы добавили эссе для потенциальных участников.

Юлия: Изменился и сам подход к проектам. Мы понимаем, что у нас есть некая повторяемость, поэтому нам необходимо наличие какого-то яркого, отличного от других проекта. Дальнейшее развитие Конкурса, скорее всего, будет связано как раз с поиском таких новых кейсов.

Что же касается развития деятельности Фонда, то на данный момент мы для себя обозначили направления в области расширения образовательных программ. У нас уже было несколько вариантов - мы апробировали образовательную программу в МГУ. Структура программы была предложена Фондом, наполнение и контент — преподавателями университета. Также мы поддержали образовательную программу в Высшей Школе Менеджмента Санкт-Петербурга. А в этом году целиком и полностью посвятили себя тому, чтобы разработать и апробировать собственный курс. Сейчас ведется работа по подготовке и проведению тематических вебинаров по вопросам, которые возникают у нашей целевой аудитории: как создать свой собственный детский сад, где получить информацию от субъекта федерации о том, какие виды поддержки существуют для социальных предпринимателей, и другие. Мы собираем информацию, просматриваем интернет пространство, чтобы понять, какие проблемы являются острыми. Плюс 72-х часовые образовательные программы с возможностью их адаптировать под различные целевые аудитории.

Будем продолжать развивать направление, связанное с продвижением продукции социальных предпринимателей в розничных сетях, в частности, развивать присутствие продукции социальных предпринимателей на АЗС Лукойл в различных регионах. Даже проводим конкурс отбора продуктов, с учётом сложностей производства в России.

И, конечно, мы в поисках проекта для прямых инвестиций из Фонда.

Вы ищете какой-то особенный проект?

Юлия: Да, аналогичный Центру консалтинга и аутсорсинга, который Фонд уже финансирует и реализует. Этот Центр — наше прямое участие в решении социальных проблем, — он позволяет сделать доступными для малого и микро бизнеса качественные услуги консалтингового характера. Это ведение бухгалтерского учета, юридического консультирования, экспресс-анализ той или иной документации и подготовка бизнес-планов.

Сейчас мы очень заинтересованы в поиске проектов, которые можно упаковать в качестве социальной франшизы. Такие проекты у нас есть, и мы ими занимаемся.

Типичный социальный предприниматель сегодня — какой он?

Ирина: Мы проводили такое исследование. Усредненный портрет таков: образование часто высшее, возраст от 35 до 45 лет, превалируют женщины. Можно сказать, что у социального предпринимательства в России женское лицо. 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/