Катерина Трубицына, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru
Михаил Зоненашвили, предприниматель, эксперт в области web-проектов, инвестиций, совладелец thedropshop и websmile
«Интернет-рынок сегодня можно сравнить с бизнесом 90-х годов: как в анекдоте, где двое договорились, что один другому продаст вагон сахара, и разошлись: первый отправился искать сахар, а второй — деньги». О том, как обстоят дела на рынке электронной коммерции, как спасти конкуренцию между Интернет-магазинами, и о своем новом проекте Thedropshop.ru рассказывает Михаил Зоненашвили.
Вас часто представляют как инвестора и экс-гендиректора портала Top4Top. Каким бизнесом Вы занимаетесь в настоящее время?
Я занимаюсь Интернет-бизнесом, я — веб-продюсер. Моя задача — определить наиболее эффективный путь решения тех или иных задач того или иного рынка. Самые привлекательные задачи — не там, где нужно создавать спрос под предложение, а там, где спрос уже существует, но отложен.Так вот, я нахожу такие ниши, где существует спрос, но предложения еще нет, и создаю это предложение.
Сегодня Вы создаете предложение в e-commerce?
Мы прекрасно понимаем ситуацию на российском рынке e-commerce. Это, по большому счету, — не Интернет-бизнес, это — бизнес, который использует Интернет как интерфейс, не более того. Бизнес, отягощенный множеством проблем. Главные из них — отсутствие логистики и вменяемых по ценам товарных предложений в разных категориях. Ты можешь продать человеку то, что ему нужно в том случае, если предложишь это по хорошей цене, и доставишь ему это как можно быстрее.
Для электронной коммерции сегодня наступает очень серьезный период.
Главная угроза российского e-commerce — crossboаrding. Это когда на рынок приходят более крупные зарубежные игроки и предлагают конечному покупателю товар значительно дешевле. Есть разные способы борьбы с этим явлением. Вплоть до запретов, повышения таможенных пошлин, снижения беспошлинного порога, и так далее. Но люди всегда будут искать товары, которые стоят дешевле, — это естественно. Поэтому активно развивающиеся в России ресурсы, например, ebay.com, очень динамично заполняют рынок.
Как отечественному e-commerce выживать в такой ситуации?
Выживать становится все сложнее. Организуются ассоциации, кто-то ратует за то, чтобы понизить порог беспошлинного ввоза, другие предлагают обложить пошлиной приходящие на адреса физических лиц товары. Еще вариант — закупать подешевле китайский товар, и, имея его в наличии, предлагать дешевле прямо сейчас, без ожидания. Но здесь возникает вопрос качества — у тех же самых китайцев качество дифференцировано в зависимости от цены. Или же продавать дорого, но немного, тратить деньги на маркетинг, на привлечение новых клиентов, и через год-два разориться.
Мы не сказали о проблеме логистики. Е-commerce растет и развивается в тех странах, где почта работает нормально, и в течение одного-двух дней человек получает свой заказ. При этом там не существует безобразия в виде курьеров, с которыми надо расплачиваться наличными.
В России же получается бег с такими препятствиями, что мало не покажется. Казалось бы, задача не имеет решения, пока клиент не начинает платить заранее.
А клиент начнет платить заранее?
Есть критерии цивилизованности страны. Если люди готовы платить заранее — это признак того, что в стране все нормально. Не хочу очень углубляться в эту тему. Совершенно понятно, что реальных гарантий нет, покупатель боится обмана, как и магазин, который не всегда может быть уверен, что товар будет оплачен.
Давайте перейдем непосредственно к проекту, который Вы запустили совсем недавно. Почему проект называется Thedropshop.ru?
Это рабочее название при запуске проекта, — производное от dropshipping, вида предпринимательской деятельности, который заключается в реализации товаров фирмы-поставщика посредником (дропшиппером). При этом товар отправляется напрямую к покупателю (прибыль дропшиппера формируется за счёт разницы между оптовой ценой, которую он платит поставщику, и розничной ценой, по которой продаёт товар клиенту — авт.) В России это не распространено.
Мы сделали одну очень простую вещь, которая лежала фактически на поверхности: выступая в качестве посредника, мы предлагаем магазину заказать с помощью нас товар, который получит конечный клиент, с Amazon.com. Схема следующая: клиент заказывает товар в Интернет-магазине, например, в Новосибирске, Интернет-магазин заказывает этот товар через наш сервис, который связан напрямую с Amazon. Непосредственно из Америки с Amazon товар поступает конечному покупателю за 14 дней. Складов не существует. В данном случае мы — цепочка агентов, которая помогает решать конкретную логистическую задачу. Все звенья цепи зарабатывают на разумной комиссии, и это все равно дешевле, чем покупать тот же товар со склада уже здесь, в России.
Зачем конечному покупателю цепочка агентов, если можно просто купить на Amazon?
Даже если человек сможет заказать товар прямо на Amazon, заказ поедет к нему Почтой России, ехать будет 1,5–2 месяца, а, может, и вовсе не приедет. Кроме того, огромное количество категорий товаров сегодня не поставляется в Россию.
Почему бы вам не работать напрямую с клиентом?
Тогда я ставлю себя в ту же ситуацию конкуренции с существующими магазинами. Тогда я буду не помогать рынку расширить ассортимент, а конкурировать с ним.
Я же решаю проблему ассортимента товара по адекватной цене для большого количества Интернет-магазинов. Цель в этом. Я не решаю проблему для конечного потребителя — у него по-прежнему огромный выбор.
Как давно запущен проект?
Полтора месяца назад.
Как вы собираетесь его масштабировать?
Это большой вопрос, потому что проект сначала должен себя показать. Мы должны проанализировать работу сервиса в течение еще нескольких месяцев, а лучше — полугода, чтобы понять, как он дальше будет развиваться. Сейчас рано об этом думать — вероятность ошибки будет гораздо выше, чем через полгода работы.
Пока работаем в таком ключе — помогаем Интернет-магазинам. Сказать, что это моя некая социальная функция, было бы излишне пафосным. Но, тем не менее, это реально может помочь рынку развиваться.
Планируете ли вы подключать к сервису другие магазины?
Можно было бы подключить тот же Ebay. Но мы, наверное, не будем этого делать. Дело в том, что есть такое понятие, как возврат. За качество вещей с Ebay отвечать невозможно: даже если вы покупаете брендовую вещь, в реальности она запросто может оказаться произведенной в Китае. Amazon же проверяет своих поставщиков, и там нет фейков.
Каким должен быть Интернет-магазин, чтобы работать с вами?
Некрупным. Во главе его должен стоять настоящий предприниматель, человек, который может заглянуть за рамки шаблонов, понимает, как зарабатываются деньги, и не упускает этой возможности, хочет и знает, как развивать бизнес, «человек-собака».
Знаете, существует две категории людей: «человек-собака» и «человек-лошадь». Лошадь двигается вперед когда ее бьют кнутом и подстегивают шпорами. А «человеком-собакой» движет голод. Вот предпринимателем может стать только «человек-собака». Лошадь предпринимателем быть не может, у нее все просто: бьют кнутом — двигается, не бьют — жует свою жвачку, и все хорошо. Это вопрос мотивации. Не знаю, в какой момент это закладывается: природой ли, воспитанием, или средой, но это так.
Почему вы не работаете с крупными Интернет-магазинами?
Потому что как только любое предприятие разрастается, появляется определенная структура и отлаженные, работающие алгоритмы. Любое вмешательство в них несет риски для успеха предприятия. Поэтому крупный магазин — не наш клиент.
Пожелайте что-нибудь нашим читателям, пожалуйста.
Будь я моряком, сказал бы «семь футов под килем».
Пожелать можно только одно: находить способы устранения возникающих проблем. А проблемы, безусловно, будут всегда. Иначе не было бы ценности, не возникала бы добавочная стоимость. Это же бизнес.