19.03.2013
Елена Курочка, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru

Александр Яхнич, владелец команды Yakhnich Motorsport, президент компании YMS Promotoin LLC

Александр Яхнич, владелец команды Yakhnich Motorsport, президент компании YMS Promotoin LLC

«Без души ничего не получится!»

«В России пилоты, несмотря на талант и самоотречение, "гибнут за металл". Полностью отсутствует необходимая система работы с лучшими инженерами по совершенствованию мотоциклов, а ведь это дорога с двухсторонним движением: инженеры, телеметристы, разработчики, все они должны очень чётко координировать путь совершенствования мотоцикла и подготовки его настроек с пилотом!», — Александр Яхнич, владелец самой популярной в мире российской команды Yakhnich Motorsport.

Расскажите, как появилась идея создания профессиональной команды по мотоспорту? Мотоциклы были Вашим хобби или это было чем-то новым для Вас?

Это стартовый вопрос во всех моих интервью и на него я всегда отвечаю так: как бизнес мы развиваем это направление в последние годы, а изначально это было увлечением. Когда у нас с женой было больше свободного времени, мы искали для себя разные экстремальные хобби, например, два года летали во Францию, получили «любительские» сертификаты пилотов Formula-1. Но свободного времени становилось все меньше, а Formula без реальных соревнований показалась уже скучноватой, не хватало нам спорта. И волею судьбы Надя села на мотоцикл, сначала ездила по городу, а потом перешла на трек. 

Так появилась наша первая женская команда, и на кольце ее представляли Надежда Яхнич и Наташа Любимова. Они объединились, а я их поддержал: сначала это был такой «fun», но постепенно мы решили серьёзно подойти к этому вопросу, хотя, к сожалению, в России отсутствовала и школа, и технологии подготовки как спортсменов, так и мотоциклов. Нам пришлось искать нужных специалистов, и мы нашли их в Италии. Девчонки стали тренироваться, поехали на чемпионаты Италии и Европы, заняли приличные места в самом сильном женском чемпионате мира — итальянском. С течением времени мы поняли, что это неплохой бизнес, просто в России его еще нет, а раз ниша пуста, то почему бы нам ее не заполнить?

Вы являетесь единственным владельцем этой команды или у Вас есть партнеры?

Партнёров нет, я единственный владелец. 

Как Вы занимались подбором профессиональной команды, из каких людей состоит Yakhnich Motorsport?

С выбором членов команды всё очень просто: в России есть 4-5 человек, которые заявили о себе в мировом суперспорте. И это, наверное, почти весь цвет российского мотоспорта. При этом Владимир Леонов (пилот команды Yakhnich Motorsport — авт.) в свои 26 лет — это звезда, пилот мирового уровня и сегодня он очень далеко ушёл от всех остальных парней. Но каждый из них, поверьте, совершает маленький подвиг. Например, Эдик Блохин — ему лет 39-40, он владелец и пилот в своей команде. Конечно, он катается для себя, чтобы потом сказать детям: «Ваш папа в чемпионате мира участвовал!» 



На самом деле квалифицироваться в чемпионате мира очень сложно, это очень высокий уровень — элита, лучшие люди планеты, быстрее которых нет никого. И в этом смысле ребята большие молодцы. Другой пример: Сергей Крапухин, тоже «возрастной» пилот, он хороший парень и всего добивается сам, но «школа» у него наша, советская. Ребятам не хватает именно того, чем мы занимаемся последние три года в Европе, того, что мы видим и проходим, того, во что мы вкладываем огромный организационный и финансовый ресурс. Вот, например, несколько наших пилотов выехали по «уайлд-кард» в чемпионате мира в прошлом году в августе в Москве. Всего пилотов было где-то 35, из них 6 сошло с дистанции, Леонов приехал на подиум, Крапухин приехал, по-моему, 27-м, и это все равно хороший результат. Но он демонстрирует сегодняшний уровень российского мотоспорта! 

В России пилоты, несмотря на талант и самоотречение, «гибнут за металл». Полностью отсутствует необходимая система работы с лучшими инженерами по совершенствованию мотоциклов, а ведь это дорога с двухсторонним движением: инженеры, телеметристы, разработчики, все они должны очень чётко координировать путь совершенствования мотоцикла и подготовки его настроек с пилотом, что, несомненно, помогает получить максимальный результат.

А существует ли возрастные ограничения для пилотов? 

Макс Бьяджи выиграл чемпионат мира в 41 год, Карлс Чека — в 40. Почему-то так сложилось, что в супербайке в последние несколько лет побеждает опыт. Пилотам очень сильно помогает знание трасс, знание мотоцикла, умение работать с инженерами. Когда талантливый пилот работает много лет с разными командами и понимает стратегию развития мотоциклов за последние 10-15 лет, он становится уверенным и быстрым. 

Опыт, умение и знание сильно помогают пилотам быть в седле не только в супербайке, в Formula-1 — то же самое. Михаэль Шумахер вернулся в спорт, когда ему исполнилось 43 года. А внутри болида, скажу я вам, — абсолютно не «покатушечное» настроение. Мы пробовали в свое время, после сезона 2004, проехать на болиде Renault Фернандо Алонсо, когда он еще не был чемпионом мира. 5-6 кругов и всё — лимит энергии на весь день полностью исчерпан. Это очень физически тяжелое занятие. Точно так же и в мотоспорте: если человек может держать себя в 40 лет в физических кондициях на уровне 25-летнего, если «физика» позволяет, то опыт, конечно, очень сильно помогает.

Безусловно, средний возраст пилота существенно ниже в чемпионатах мира. В Супербайке чуть-чуть побольше, в Moto GP — чуть-чуть поменьше. Дело в том, что если сравнивать два чемпионата, Супербайк и Moto GP, то Moto GP — это чемпионат прототипов. Там может быть сложнее использовать годами накопленные навыки и знания, работать с командами, инженерами.

Как формируется бюджет вашей команды?

Из моего кармана. Я последних лет 18 занимаюсь инвестиционной деятельностью, сфокусировался на трех отраслях: финансы, энергетика, транспорт. Поэтому данный проект для меня — некий вызов. У любого проекта есть инвестиционный период, есть понимание, как это работает, откуда берутся деньги. Команда сама по себе ничего заработать не может. Она может выиграть чемпионат, построить мотоцикл, но большего функционала у нее нет, а вот маркетинг должен сформировать из этого правильный продукт, который будет интересен спонсорам. У любого проекта есть инвестиционный период, есть понимание, как это работает, откуда берутся деньги.

Можно ли рассматривать команду как бизнес?

Команда — это чисто спонсорская история. Мы должны предоставить такой формат продукта, в котором возврат инвестиций для спонсора будет соответствовать заявленному. Если говорить о Formula-1, о Супербайке или MotoGP — это классическая формула 5 к 1, эффективная с точки зрения прямой рекламы. Здесь есть большая сопричастность для зрителя, сопереживание. Но важен правильный заход, а не просто наклейка с логотипом компании. С точки зрения развития промоутерской деятельности спектр доходных механизмов намного шире: кроме спонсорства это ещё и вопросы формирования контрактов, условий, билетная программа, продажа лицензий. В данном случае у нас в пакете есть то, что мы в последние годы приобретали, разрабатывали. Мы тотально, эксклюзивно закрыли Россию практически по всем пунктам в части топовых мотосоревнований. Понятно, что это организация самого чемпионата мира до 2021 года, телевизионные права на территории России и СНГ. По телетрансляциям в прошлом году мы давали сигнал ВГТРК абсолютно бесплатно, в этом году, я думаю, начнём продавать, а года через 2-3 это будет вполне приличный пакет, так же, как с футболом. Например, сейчас стоимость приобретаемых ВГТРК прав на трансляцию Formula-1 составляет несколько миллионов евро в год. Мы тотально, эксклюзивно закрыли Россию практически по всем пунктам в части топовых мотосоревнований.

А как формировались ваши спонсорские пакеты?

Наши спонсорские пакеты формировались на основе принципов классического мирового маркетинга, но ни в коем случае не в российской его интерпретации. У нас глубина планирования — минимум 10 лет, и нам нужно создать продукт, который заинтересует спонсоров в долгосрочном участии и развитии. Вкладывать деньги в подобные проекты на год или два — все равно, что их выбросить! Никто не получит никакой отдачи, потому что у зрителей должна сложиться устойчивая ассоциация с брендом, у бренда должна быть успешная спортивная история, а самое главное — владелец бренда должен создать технологические условия внутри компании для спонсорской активности. 


Я могу сказать, что сейчас мы с несколькими крупнейшими российскими страховыми компаниями обсуждаем чемпионат именно с точки зрения бизнес-подхода. И знаете, во что мы упираемся? Все признают, что этот проект — лучший в России, но некоторые страховые компании не понимают, как лучше с ним работать, потому что это следует делать через некую продуктовую технологию. А как у нас принято? Давайте представим какую-нибудь крупную страховую компанию с большим количеством филиалов, в которых в основном работают пожилые женщины. Очень сложно представить, как они будут продавать супербайк или Formula-1! «Розничное», направленное на граждан страхование, у нас ставится в качестве основной задачи, а такой мощный маркетинговый продукт, как чемпионат мира, невозможно применить в данных условиях. Для этого необходимо менять продуктовые линейки и строить современные технологичные офисы продаж. 

С какими организациями, на Ваш взгляд, уже есть готовые варианты сотрудничества?

С банками. Наиболее технологические банки с большой розничной сетью, с ориентацией на частников, с большими карточными программами для нас идеальный вариант. У нас есть много точек приложения себя, много «точек прибыли», в том числе и развитие ко-программ со спонсорами. В прошлом году мы сознательно отказались от каких-то небольших сумм, предложенных нам потенциальными спонсорами и партнерами, потому что очень сложно было определить величину участия в проекте. Когда люди приходят и говорят: «Вот мы хотим в супербайке засветиться, так круто, там такая картинка! У нас есть 15 миллионов рублей!», я говорю сразу — нет!Наиболее технологические банки с большой розничной сетью, с ориентацией на частников, с большими карточными программами для нас идеальный вариант.

В этом проекте не нужны неидеологизированные деньги — нужны партнёры, которые несколько лет с нами вместе будут развивать нас и свои продукты, будут их активно продавать и получать миллионы лояльных клиентов для себя, а мы, соответственно, будем этим пользоваться. У нас, естественно, есть собственная история по монетизации лояльных граждан, не только тех, которые смотрят нашу трансляцию или болеют за Леонова, но и лояльных пользователей наших партнёров. 

Из какого количества людей состоит Yakhnich Motorsport? 

Где-то 50 человек. Мы пока не можем позволить себе большее количество людей, но каждый наш сотрудник очень ценен!

В какую цифру вам обходится участие в соревнованиях? 

Все соревнования финансируются по-разному, в зависимости от количества персонала, страны и т.д., поэтому точную цифру я вам назвать не могу.

Технически команда Yakhnich Motorsport — это что?

Технически наша команда — это база в Италии, Болонья, где мы строим двигатели благодаря поддержке Yamaha и, начиная с осени, тестируем наши разработки. 

Вы уже совместно с Yamaha разрабатываете двигатели, а у вас еще не возникало идеи создания собственного мотоцикла?

Выпустить мотоцикл для нас не проблема, давайте соберём его! Но техника, на которой мы ездим — неповторима, это не стоковая версия. Мы можем собрать еще десяток таких же, но большего количества не получится, ведь тот технический потенциал, который у нас есть, те секреты и новинки в тираж мы выпустить не можем. Выпустить мотоцикл для нас не проблема, давайте соберём его!

А разработанные нами совместно с Yamaha двигатели летом в Италии мы запустим в продажу, у нас уже есть линейка заказов. Но это будет не розничная торговля, скорее тюнинг-ателье двигателей, точно так же, как у Honda в Голландии, и в этом смысле Yakhnich Motorsport вполне может присутствовать в Италии.

Сегодня мы вполне востребованы, другое дело, что создание некоего рыночного направления в той же Европе требует инвестиций. И не только… В Италии мы подобрали себе новое здание, очень технологичное, уже подписали договоры, но сейчас мы столкнулись с проблемой: налоговые консультанты продавца рекомендуют ему отказаться от сделки в силу того, что «это русские», «происхождение денег неизвестно»….

Похожая история связана с чемпионатом Италии в 2011 году, когда погиб Марко Симончелли. В тот день в чемпионате, в сток-600, Володя ехал за чемпионством, и в паддоке у итальянцев настрой был примерно таким: «Симончелли погиб, и мы не можем позволить, чтобы сейчас русские выиграли, это же будет ещё одно горе для итальянского народа». И молодой парнишка просто врезался в Вову. С нашей стороны всё обошлось без травм (итальянский парень поломался), но в итоге Леонов пришёл только третьим. 

Конечно, локальные чемпионаты — это локальные чемпионаты, там своя кухня. Самые сильные — это итальянские и испанские чемпионаты, ну ещё британский супербайк. А в мире всё немного проще, хотя есть и забавные истории, как с проверками Леонова на допинг — за прошлый год всего трёх человек в чемпионате мира проверяли, так что мы в «тройке», да и мотоцикл проверяли кучу раз, думая, что мы сделали с нашим Yamaha что-то невероятное.

Согласно исследованию агентства In-Sport Marketing в России мотоспорт вошел в десятку лидеров среди самых популярных видов спорта. Как Вы думаете, с чем это связано? 

Да вы что? Дайте нам это исследование! 

Для того чтобы мотоспорт стал не только красивой картинкой, а и качественным во всех отношениях продуктом, нужны условия для людей, они же зрители, им необходимо куда-то прийти, увидеть все это вживую! На самом деле, красивая картинка — это сильный побудительный мотив, особенно когда в этой картинке есть скорость, техника, красивые девушки, а с этим в мотоспорте лучше, чем в Formula-1. Первичный спрос рождает предложение. 

Посмотрите: мы сейчас столкнули огромный снежный ком и во многих городах появились треки: Казань, Нижний Новгород, Смоленск, Санкт-Петербург, сейчас во Владивостоке строят, будет в Сочи, в Тюмени. Крупные концерны, такие как Yamaha, Kawasaki и другие, начинают потихоньку вкладывать деньги в развитие, и будут это делать еще активнее, они поддержат этот бизнес и получится некое замещение ДОСААФ. Появляется много детских школ и у детей уже есть выбор: ведь если раньше был только кросс, то теперь — асфальт или кольцо, и не только в России: достаточно много компаний представляют услуги выезда на треки Европы, обучения, общения с профессионалами. 

А почему Вы сократили свою программу, связанную с детскими школами?

Во-первых, нельзя объять необъятное. Во-вторых, этим надо профессионально заниматься, фокусироваться на развитии технологий образовательного и тренировочного процесса. А это уже требует полного вовлечения в процесс, практически не пересекающийся с построением топовой команды чемпионата мира. 

Тяжело ли заниматься таким сложным делом, как популяризация мотоспорта в России?

Это не просто тяжело, а практически невозможно! Это задачу даже можно назвать социальной! Я же не проснулся однажды и не решил: облагодетельствую-ка я страну. Но я абсолютно не против социальной окраски этого проекта, ведь мы хотим развить этот бизнес не только со стороны нашей команды, но и со стороны спортивного маркетинга, который в России существует пока в достаточно извращенном виде. Здесь мы не то чтобы впереди планеты всей, но все же делаем уникальный продукт с точки зрения международных стандартов, и он, я надеюсь, у нас хорошо получается. 



На момент становления нашей команды у нас сложились хорошие отношения с Федерацией Мотоспорта России и с владельцем чемпионата мира –компанией Infront Motor Sports, и мы просто сели и написали концепцию развития, некий проект победы России в мировом мотоспорте. То, что проходят европейские пилоты вместе со школой, мы прошли уже далеко не в школьном возрасте. И надо сказать, что это очень сильно помогло!То, что проходят европейские пилоты вместе со школой, мы прошли уже далеко не в школьном возрасте.

Как на Западе относятся к мотоспорту в России?

Запад имеет странное представление о России. Если раньше у нас в основном медведи ходили с балалайками, то теперь у нас смесь из нефти вперемешку с долларами прямо льется по улицам городов! 

Эту историю нам ещё, конечно, нужно пережить, потому что из-за этого представления о России у нас ещё в прошлом году начались проблемы: протесты, жалобы, сколько раз разбирали наш мотоцикл, проверяли Леонова на допинг… 

Отношение не то чтобы предвзятое, просто вот появились какие-то русские, да еще и результат показывают…. Но ведь это долгий и сложный путь, огромный людской труд, работа целых корпораций, гоночных подразделений этих корпораций. Год от года выделяются и осваиваются бюджеты, есть департаменты разработки и так далее. У BMW, например, бюджет в супербайке в прошлом году был 22 млн. евро. Сколько в этом году, я не знаю, но если посмотреть на GP Honda, например, то там нолик к этой цифре можно приписать смело, Honda самая щедрая компания в этом плане. 

Как Вам удалось привезти в Россию чемпионат мира World Superbike?

Тяжело. Мы подписывали контракт, когда еще не завершилось строительство трассы Moscow Raceway. А так как ее строительством занимались не мы, это еще более усложнило наши финансовые обязательства. Но у всех всё получилось!

Конечно, на финальных стадиях мы серьёзно участвовали в получении трассой омологации и в вопросах взаимодействия с органами государственной власти в плане ввода в эксплуатацию объекта просто потому, что у нас не было другого выбора: или мы проводим чемпионат и тогда нам нужно «и за себя, и за того парня поработать», или не работать, и тогда бы это стало достаточно печальной историей. Но всё прошло отлично, хотя были и организационные, и технические накладки. 

Естественно, ведь мы всё это в первый раз провозили сюда, потом отсюда: таможня, пограничники, Росавтодор, остальные службы. А все трейлеры негабаритные, все идут с перевесом, и, вообще-то говоря, на таких машинах нельзя въезжать в Россию, поэтому на всё приходилось делать специальные разрешения.

Как Вы планируете развивать чемпионат мира в России?

Сейчас с Минпромторгом России мы активно обсуждаем тему развития мотоспорта, она стоит особняком от, например, темы автомобильной. И не потому, что у нас не было мотоспорта, а теперь вроде как появился и даже есть все шансы выиграть чемпионат мира. Речь идёт о том, что у нас развивающийся рынок.

Знаете ли вы, что в России продаётся около 3 млн. автомобилей в год, это второй по величине рынок в Европе после Германии, это миллиарды долларов? А с точки зрения мотоциклетного рынка ситуация, на самом деле, удивительная, потому что мировой рынок производства мотоциклов к 2018 году, по оценкам экспертов, будет составлять 126 млн. мотоциклов в год. Это от 0,5 до 1 трлн. долларов в год. Россия пока к этому рынку не имеет никакого отношения, а основные игроки с точки зрения захвата этого нового «денежного мешка» — это Индия и Китай. Например, третий, по-моему (я случайно узнал, не собирал статистику специально), по величине производитель мотоциклов в Индии Hero производит 3 млн. мотоциклов в год. 

Безусловно, наша задача немного в другом: так как времени на развитие своего производства нет, намного проще организовать локализацию сборочных мотоциклетных производств и сделать Россию региональным лидером хотя бы для стран СНГ. И сделать с мотоциклами это гораздо проще, чем с машинами: у нас есть объём рынка, есть некие принятые решения со стороны государства. 

По поводу сборочных производств: в Бразилии, где продаётся 7 тысяч мотоциклов BMW в год, есть завод BMW. В количественном выражении это не так много — в России продаётся в районе 1,5 тысяч мотоциклов BMW. То есть нам надо приложить совсем небольшие усилия, чтобы войти на этот рынок, привлечь сюда концерны, в первую очередь японские и европейские. Естественно, у нас появится и какое-то количество китайских сборочных производств. Здесь ситуация очень простая: нам нужно срочно инициировать первичный спрос в России, чтобы рынок начал становиться интересным для дилеров и дистрибьюторов. Невозможно со стороны руководства министерства или правительства инициировать его какими-то приказами. Понятно, что мы пролетаем мимо огромного рынка и можем хотя бы к 2020 году в России создать кусочек этого рынка, порядка 10 млрд. долларов. Это вполне приличный кусок, которого не было ранее, а инициировать первичный спрос — это не так дорого: на социальную составляющую нашего бизнеса можно посмотреть и с точки зрения развития экономики страны. То, что мы делаем супербайк в России и то, что потенциально российский пилот в российской команде может приезжать на подиум, дай Бог, и чемпионат мира выиграет — это всё как раз тот драйвер для формирования первичного спроса. 

В августе нашу трансляцию посмотрели 1,6 млн. человек, а ведь это тот спорт, которого в России не было. В этом году мы будем активно транслировать и освещать весь сезон и сформируем лояльную аудиторию в районе 3-4 млн. человек. Лояльную в том смысле, что люди не просто будут смотреть телевизор, но и станут обращать внимание и приобщаться к брендам, связанным с мотогонками. 

Хорошим примером является «Газпромнефть»: они разработали продуктовый бренд G-Family, и как только они стали эксплуатировать тему спорта, прирост к продажам нефтепродуктов на заправках и увеличение лояльности клиентов составили 60-70 процентов. G-Drive, G-Energy — это продуктовый бренд, а не бренд компании. Газпромнефть стала первой компанией, которая в России осилила классический мировой маркетинг в этом плане и получила результат. Сейчас они ушли и на территорию сопутствующих товаров — энергетиков и так далее. Я думаю, что выигрыш для компании составил как минимум несколько сотен миллионов долларов в год. 

А Вам нравятся спортивные мотоциклы, катаетесь ли Вы в свободное время?

Мне нравятся спортивные мотоциклы, но я на них не езжу. Последний раз, когда я активно использовал двухколёсную технику, это была Vespa: у меня было хорошее настроение, и я просто решил недельку поездить на работу на мотороллере. А вообще, мне нравится делать все хорошо, плохо делать я не умею! Я понимаю, что для того, чтобы управлять спортивным мотоциклом, нужно умение и навыки, но в городе ездить опасно в силу отношения некоторых водителей и дорожной ситуации. А вообще, мне нравится делать все хорошо, плохо делать я не умею!

Но я обязательно сяду за руль мотоцикла, тогда, когда мои дочки начнут учиться его вождению. Сейчас, когда я у них спрашиваю, кем они хотят стать, они отвечают: «Как и все девочки — мотоциклистками!».

Каковы задачи Yakhnich Motorsport на 2013 год?

Задач у нас много. Первая — победы. Мы обязательно должны что-то выиграть! 

Если говорить о спортивном маркетинге, то первый наш шаг — эффект присутствия: первый русский в Moto GP, в Formula-1 — именно эта тема вызывает такой всплеск интереса, а для того чтобы конвертировать этот интерес в деньги, он должен быть постоянным. Поэтому вторая задача — создание условий для постоянного интереса, и для этого мы будем продолжать инвестировать в технику, в пилотов, в команду, чтобы стать устойчивой мировой топ-командой. Мы будем помогать формировать статус Владимира Леонова как российской звезды спорта, потому что все пилоты в этом спорте — герои! Я вижу, от чего отказывается Леонов, как он старается, как много он работает, потому что так нужно. Я бы так не смог! 

А если говорить о задачах с точки зрения бизнеса?

А в этом плане наши задачи не ограничиваются одним годом. Нам необходимо выработать некий пул партнёров, программы для них на 3-4-5 лет и это будет новым стандартом в российском спортивном маркетинге. Главное, чтобы эти компании понимали, что параллельно с выделением денег они должны инвестировать в собственную инфраструктуру. Поэтому в этом году мы должны найти именно идеологических партнёров.

Вы, как человек, который давно занимается бизнесом, имеет много проектов, можете провести какую-нибудь параллель с мотоспортом?

Бизнесов у меня много и каждый из них интересен и увлекателен на своем уровне. Мне нравится процесс построения компании, новые технологии, которые мы разрабатываем, структурирование бизнеса, получение достойных финансовых результатов. Я не занимаюсь проектами, от которых не получаю какого-то внутреннего удовлетворения, которые чужды мне по духу. Но с мотоспортом ни один из них не сравнится, это абсолютно уникальная история. Он окрашен такими яркими эмоциями, которые не дает мне ни один другой мой проект. 

А могли бы Вы дать несколько советов начинающим предпринимателям: как найти свое дело, в чем секрет успеха?Самое главное в занятии любым бизнесом — чтобы он доставлял удовольствие.

Малого бизнеса у меня не было давно и я не могу назвать себя здесь экспертом, хотя очень часто вижу, как уважаемые люди, которые имеют достаточно приличное состояние, советуют или как-то иначе участвуют в поддержке совсем малого бизнеса, каких-то инициатив и стартапов. Я могу просто сказать свое мнение: самое главное в занятии любым бизнесом — чтобы он доставлял удовольствие. И хотя результатом любого бизнеса должны быть деньги, они не могут стать единственной целью, без души ничего не получится! Сначала человек должен выбрать ту тему, которая максимально ему близка, а уже затем придумать, как ее монетизировать. 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/