23.02.2010
Шамиль Юсупов, Портал начинающих предпринимателей

Светлана Новикова, бутик путешествий «Путеводитель по Галактике», генеральный директор

Светлана Новикова, бутик путешествий «Путеводитель по Галактике», генеральный директор

Кризис затронул почти все сферы нашей жизни. Банально звучит? Безусловно! По некоторым сферам он ударил очень сильно – так сфера туристического бизнеса просела просто катастрофически. Тоже известный факт? Возможно. И тем не менее, именно в этой отрасли и в это время появился весьма самобытный и для своих юных лет довольно успешный проект. О том, как человек с большим профессиональным и жизненным опытом решил развивать свой бизнес с нуля, как и где удалось найти деньги на проект; о том, как грамотно продвигать компанию в интервью порталу начинающих предпринимателей рассказала генеральный директор Бутика путешествий «Путеводитель по Галактике» Светлана Новикова.

О персоне: Светлана Новикова, генеральный директор Бутика путешествий «Путеводитель по Галактике»
 
Окончила Пятигорский государственный институт иностранных языков. В своё время занималась научно-исследовательской и педагогической работой по специальности (английский язык). География – от Астраханской до Вологодской области. 

В свое время превратила путешествие в увлечение, а затем – в собственное дело.

С чем связано последнее яркое событие в жизни Бутика путешествий «Путеводитель по Галактике»?

Жизнь нашей компании, несмотря на её молодой возраст, полна ярких событий. Ведь именно ради этого она и была задумана и воплощена: мы ориентируем туристов на новые ощущения, помогаем взглянуть на мир и на себя совершенно по-новому! Перефразируя известную песню, «отпуск – это маленькая жизнь». И она непременно должна быть прожита незабываемо! В этом и есть значение нашего Дела. Поэтому каждый диалог как с новым клиентом, так и с вернувшимся из «галактического» путешествия, - единичное, яркое событие. Мы бережно его создаем, опекаем – и поэтому туристы возвращаются именно к нам.
 
Если вспомнить старт проекта, какие были первые шаги в его реализации?

Для того, чтобы качественно и верно перейти из состояния туриста-любителя в состояние турагента, профессионально предлагающего путешествие как один из важнейших моментов в жизни человека, необходимо было получить дополнительное образование в данной сфере, сориентироваться. Что и было сделано. Слава Богу, сейчас в России, а в Москве – особенно, есть возможность получить необходимые знания от профи высокого уровня практически в любое время. И что более важно – в любом возрасте! Огромная благодарность команде педагогов-практиков, которые мне в этом помогли.
 
Почему Вы решили отказаться от позиции наемного специалиста и создать свой бизнес, именно в направлении турбизнеса, а тем более в период, когда по этой отрасли существенно ударил кризис?

Создание собственного бизнеса в моем случае – это желание реализовать силы в том деле, которое захватывает. Кроме того, как бывалой путешественнице, мне четко представлялось, как должен быть организован настоящий туризм: для разных бюджетов, при этом качественный. А собственные представления в полном объеме можно выразить только в собственном деле! Тем более когда «работнику» за 50, как мне (не секрет, что сегодня возрастная «планка» для работодателей, особенно в сфере обслуживания, значительно снизилась). Получается, собственный бизнес, и именно туристический, для меня – идеальный вариант.
 
Как удалось привлечь средства (инвестиции) на старте проекта?

На семейном совете было принято решение перераспределить и оптимизировать семейный бюджет так, чтобы можно было «стартовать». В этом смысле, пожалуй, мне повезло: именно среди самых близких людей нашлась поддержка проекта «Путеводитель по Галактике». И общими усилиями мы превратили идею – в реальное Дело. Хотя, безусловно, пришлось серьезно пересмотреть свои бытовые потребности (улыбается).
 
Когда и как Вы впервые почувствовали себя предпринимателем?

Хотите верьте, хотите – нет, но полноценного осознания, переоценки так до сих пор и не произошло! Конечно, юридические и финансовые нюансы, с которыми пришлось вплотную соприкоснуться, заставили четче относиться к цифрам и их значению… Но всё это меркнет перед содержанием того, что заполняет теперь каждый мой день (а часто и ночь), поскольку я безумно увлечена тем, что делаю!
 
Представляли ли Вы изначально, каких масштабов достигнет бизнес, и какие ресурсы для этого понадобятся?

Без подобного представления категорически невозможно начинать никакое дело. Правда, здесь есть представление об идеальном развитии, худшем и оптимальном. Надо быть готовым к разным ситуациям, но прикладывать все возможные усилия для того, чтобы Дело шло лучшим путем.
 
Расскажите немного о своей старт-ап-команде – эти люди до сих пор с вами? Или же Вы «пробивались» полностью самостоятельно?

Опять же я, наверное, счастливый человек, в том числе и руководитель, поскольку имела возможность тщательно подбирать свою по-настоящему эффективную и верную команду. И нашла встречный интерес. Кто в этой команде?.. (хитро улыбается) Кровные единомышленники: муж, сын, дочь и близкий нашей семье человек. Эти «старт-апперы» до сих пор мои преданные спутники в бутике путешествий «Путеводитель по Галактике». Так что распространенное мнение о том, что бизнес губит дружбу и уж тем более семейные отношения, - не про нас.
 
В чем по-Вашему секрет успеха?

Секрет успеха для меня заключается в предельно простой фразе: «верь в свои возможности, действуй – и мечты приведут тебя к реальности». Эта фраза универсальна. Но если она применительна именно к собственному бизнесу, то здесь стоит добавить слова: «безостановочно» и «неистово». На пути к успеху «с нуля» немало препятствий – и психологических, внутренних, и внешних. Чтобы не поддаться их сокрушительной силе, надо ВСЕГДА и С ПОЛНОЙ ОТДАЧЕЙ верить и действовать. Не просто действовать – созидать! И, конечно, знать, ради чего и ради кого ты все это затеял…
 
Как вы продвигаете Вашу компанию, какие инструменты маркетинга применяете?

Для получения потенциальными клиентами первичной информации о нас разместили рекламные модули в наиболее читаемых газетах района, в котором открылись. Анализируем эффективность разных площадок. Кроме того, в преддверии «высокого», как говорят в туризме, новогоднего сезона мы «попробовали» рекламу на билборде. Непременно будем повторять эту практику. Среди постоянных внешних рекламных носителей – штендеры (это популярные в настоящее время выносные складные конструкции, на которых информация располагается с одной или двумя рекламными поверхностями – прим .ред.) на пути к нашему Бутику. При этом мы отдаем себе отчет в том, что необходима поддерживающая разъяснительная работа. И стараемся ее организовывать. Например, проводим имидж-семинары совместно с дизайн-студией, с которой «соседствуем». Рассказываем о культуре туриста, турагента, правилах обращения за путешествием, о том, как спланировать, подготовить и провести свой отдых именно так, как хочется. Очень немногие туристы вообще имеют представление о том, какие виды внутреннего и выездного туризма существуют, как их можно комбинировать, из чего можно выбрать. И очень немногие турагенты готовы посвящать свое рабочее время именно такой подробной работе. А ведь путешествия сейчас могут быть такими невероятными, наполненными событиями и при этом – доступными! Об этом детально мы разговариваем также в социальных сетях. Начали с организации группы на сайте «Одноклассники.ру». Ну и конечно, никогда не стоит забывать, что твой диалог с клиентом и твоя работа – это самые эффективные маркетинговые инструменты.
 
А как Вы выстраивали отношения с сотрудниками «Путеводителя по Галактике» — по какому принципу делили обязанности, как контролировали рабочие процессы?

Обязанности в нашей ситуации распределялись в процессе работы, исходя из сложности того или иного заказа, режима заказов, необходимости выполнения внутренней и внешней работы и т.д. Поскольку я изначально курирую финансовые и административные вопросы, «внешняя» работа как раз на мне. Дочь Инна, например, отвечает за развитие бизнеса с точки зрения стратегических и тактических коммуникативных ситуаций. При этом все мы занимаемся продажами.
 
С какими трудностями столкнулись на начальном этапе и как их решаете?

Не могу сказать о трудностях – скорее, о вопросах, которые необходимо было решить a priori. Они касаются специфики продажи  туристического продукта. Погружение в эту специфику происходит до сих пор, но теперь все гораздо прозрачнее, легче, оперативнее.
 
Как Вы считатете, насколько целесообразно развивать бизнес в регионах России или всё же лучше ориентироваться на столицу для старта бизнеса?

С точки зрения географии старта бизнеса каждый «новичок» этот вопрос решает по-своему. Неоспоримо одно: везде, как в столице, так и в регионах, своя специфика и свои, особые потребности и возможности, как у клиентов, так и у бизнесменов. Если ты верно сориентировался с предлагаемыми услугами, актуальными для локального потребителя, то и стартуй локально. Столица не всегда синоним успеха. Кроме того, многими предложениями она перенасыщена, тогда как в регионах этих предложений может не быть совсем. А один из простейших секретов успеха бизнеса – умение «почуять» необходимость в чем-то. И восполнить ее.
 
И напоследок, как Вы справляетесь с кризисом? Особенно интересно Ваше мнение по поводу нынешнего состояния сферы турбизнеса.

За точными цифрами и глубокими исследованиями в этом вопросе необходимо обращаться к аналитикам рынка. По практическим наблюдениям можно отметить, что отдых, несмотря ни на что, остается одной из базовых потребностей людей, которую они стараются найти возможность удовлетворить. Он перестает быть роскошью один раз в год. Просто для многих отдых видоизменился: стал более спланированным, продуманным. Но в этом и очевидный плюс: туристы стали во многом более подготовленными, даже образованными. Угасает спонтанность при покупке туристической услуги. Ошибиться и получить негативные эмоции сейчас мало кому хочется. Да и кризис сократил возможность ошибки в туризме: количество безалаберных, однодневных, безответственных турагентств уменьшилось. И это замечательно! Ведь путешествие – это жизнь. А она должна быть ценной. Этому принципу мы и следуем в своей работе.

Блиц-опрос

Ваша любимая книга
«Унесённые ветром» Маргарет Митчелл

Ваш любимый вид спорта
Фигурное катание, плавание

Ваш любимый фильм
«Офицеры»

А пахнут ли деньги
Деньги как кровь. А кровь должна быть чистой. Поэтому всегда надо помнить о том, что будет, если кровь будет зараженной. Погибнет весь организм. То есть надо думать над тем, какую пользу приносит наш заработок обществу. 

Что считаете лучшим подарком для Вас
Путешествие, конечно!

Самая амбициозная мечта, которая приходит Вам в голову
Развитие Бутика путешествий «Путеводитель по Галактике» в федеральную сеть.

Какую музыку Вы любите
Ту, которая соответствует моему текущему внутреннему настрою или, наоборот, сможет настроить меня на необходимую «волну».

Продолжите одним, двумя словами: «свой бизнес – это…»
Ответственная Мечта

Главное, что Вы пожелаете начинающим предпринимателям (независимо от их возраста и пола)
Помнить о том, что ни одно желание не дается нам отдельно от силы, позволяющей его осуществить! 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/