Елена Курочка, Портал предпринимателей Smallbusiness.ru
Евгений Иванов, создатель торговой сети необычных вещей «Martmania»
«Нужно концентрироваться не на планах по захвату мира, создании второго Facebook или Google, а именно идти своим путем!»
Где, не выходя из дома, купить то, что будет самым необычным подарком для Ваших друзей, то, чем можно порадовать родных и близких? Самое ценное – это что сделано руками, поражает своей неповторимостью и оригинальностью. Молодой предприниматель Евгений Иванов задумался над этим вопросом и создал торговую сеть необычных вещей «Martmania», и будьте уверены – такого Вы еще не видели!
Расскажите о начале Вашей карьеры.
Свою трудовую деятельность я начинал в одной из медиа-компаний Сибири в должности директора по развитию, занимался созданием сайтов, социальных сетей, таких как Taba.ru. Затем создавал свои проекты, у меня была компания «Информационные ресурсы» - разработка и внедрение ERP CRM систем; также занимался созданием социальных игр и, разумеется, онлайн торговлей.
Какое образование Вы получили?
По образованию я журналист, долгое время работал по специальности в различных бизнес– изданиях Сибири.
На какие инвестиции стартовали?
Изначально мы стартовали на собственныеденьги, а потом вписались в программу «TEX DRIVE» - это первый в России бизнес-акселератор, который выделил нам определенную сумму. Но большая часть этих денег была потрачена на наши поездки в Москву, участие в мероприятиях и т.п. Так что сейчас собственный проект развиваем на свои деньги и находимся в активном поиске инвесторов.
Ваше отношение к бизнес-ангелам, системам кредитов в банке?
Это два немного разных вопроса. Если говорить о кредитах в банке – взять их реально только под готовый и работающий бизнес. Чтобы были реальные шансы получить кредитование, нужно сделать дью-ди́лидженс и дать поработать ему хотя бы год с хорошими показателями.
А что касается бизнес–ангелов, то в России, в отличие от США или Европы, институт бизнес – ангелов не развит. У нас зачастую инвестор берет долю уставного капитала компании в размере 51%, без разницы на каком она этапе развития, и полностью контролирует ее.
Есть, конечно, исключения: Павел Черкашин, Аркадий Морейнис, Александр Айвазов, Максим Шеховцов, но они скорее профессионалы из отрасли, чем просто бизнес-ангелы.
Существуют программы государственных субсидий, интересные, рабочие, но действуют они только в Москве.
С какими трудностями вы сталкивались на начальных этапах?
Первая проблема всегда – отсутствие денег. Чтобы открыть свое дело ты увольняешься с постоянной работы, накопив при этом небольшую сумму денег. Мне было 23 года, когда я стартовал. Больших денег нет, богатых родителей тоже нет, поэтому пришлось изобретать технологии, расти с нуля.
Изначально у меня, как у гуманитария, в принципе не было склонностей ни к финансам, ни к программированию и разработке. Это все достигалось опытом, понимание приходило в процессе. Книги, материалы, опыт западных коллег, тренинги, использование технологий, которые до нас в Сибири никто не использовал. И уже через год я научился бизнес-планированию, управлению проектами и персоналом.
Расскажите о Вашем проекте «Martmania», как давно он существует?
«Martmania» официально находится в стадии beta и оплата на нем была запущенна буквально неделю назад. Идея сделать этот проект появилась еще в ноябре прошлого года. Платформа некоторое время существовала просто без оплаты и доставки. В феврале мы выложили версию public, на которую можно было заливать товары, проводили тестирование, собирали отзывы, привлекали продавцов.
6 апреля ночью мы запустили новую версию сайта, а неделю назад запустили функции доставки и оплаты. Соответственно проект находится в активном росте и недавно он вышел на рынок.
Почему оригинальные товары? Откуда идея создать такую платформу?
Эта идея постоянно витала в воздухе. До ее осуществления мы занимались проектом, который назывался «Art Read» - социальное СМИ для культурных людей. Проводили периодические опросы, изучали интересы людей. Плюс ко всему я долгое время занимался продажами в социальных сетях, моим товаром были футболки, кружки и прочая сувенирная продукция с принтами. Это были проекты для компаний «Arvara» и «VseMayki.ru», из этого получился неплохой бизнес с runrate $20 млн.
Собственно, сложив все эти факторы, мы нашли ту нишу, которая сейчас находится на стадии консолидации. Она развита в Европе, в США и сейчас развивается у нас. На рынке России у нас есть только один конкурент, работающий по системе classified. Мы решили работать по другой схеме – социальная торговля и процент. Мы более дружественны к продавцам, удобны для покупателей, а схема нашей работы не просто handmade, а именно необычные вещи.
Мы взяли схему Bonanza.com, Dawanda.com и реализовали в РОССИИ С учетом трафика и предпочтения наших потребителей.
Расскажите об основных принципах работы Вашего онлайн магазина, чем он отличается от других?
В сегменте продажи необычных вещей – он единственный. У нас есть жесткая система модерации, к примеру, какой-нибудь китайский ширпотреб у нас размещен быть не может, мы моментально его вычищаем. Когда люди заходят на наш сайт, они видят витрину, лайкают, репостят, а по статистике 50% пользователей просматривают более 10 страниц.
Главное отличие «Martmania» в том, что мы развиваемся как партнерская программа: более удобная для продавцов процентная схема, система рейтингов, позволяющая оценивать качество магазина, автоматический расчет доставки, которого нет ни у одной подобной площадки.
А дальше мы планируем продвижение в социальные сети, в мобильную торговлю, где появятся новые фишки, подобных которым еще никто не использовал. Мы рассчитываем не просто быть стартапом и работать в России, но и выйти на такие страны, как Индия, Китай. Уже ведутся переговоры, обсуждаются условия.
Каким образом Вы взаимодействуете с продавцами товаров на Вашей платформе?
Есть несколько типов условий нашего сотрудничества с продавцами – мы берем 10 % с каждой успешной продажи. Некоторые продавцы, которые на стадии beta размещались первыми и помогали тестировать платформу, торгуют под 8%. А вообще – за небольшие деньги мы можем понизить процент с сделки до 3-х.
По каким критериям Ваши администраторы отбирают товар на витрину? Уверена, что предложений поступает масса?
Предложений к нам поступает очень много. Администраторы проверяют каждую позицию на соответствие фотографиям и описаниям. На основе этого они делают выводы – повторялось ли данное объявление на других сайтах, таких как TaoBao. Если да, то товар удаляется.
Самые необычные товары, представленные в Ваших каталогах?
Как любителя компьютерных игр, меня очень порадовали шлемы и маски главных героев из серии Star Wars. Очень прикольные были флешки из Quake 3 с консольным экраном, а также прикольные кеды с «Педобиром».
В Европе существует несметное количество блошиных рынков, у нас они тоже существуют, но в небольшом количестве, как Вы относитесь к ним? Не хотели бы Вы выйти в оффлайн или перевести в онлайн такие «развалы»?
Чтобы перевести их в онлайн, созданы сайты «Молоток.ру», «AVITO» - они стоковые, имеют другую цель в бизнесе и не являются для нас конкурентами.
А вот по поводу магазина в оффлайне – мы рассматриваем данную мысль. Сейчас тестируем некоторые точки продаж, планируем запустить одну оригинальную точку в Новосибирске, а затем, если все получится, будем запускать сеть по всей России, но больше об этом говорить не могу – скоро сами все узнаете!
Есть ли у Вас еще проекты, бизнес-идеи?
Мы сейчас активно занимаемся развитием «Martmania» и в ее рамках будем развивать еще один проект, связанный с мобильной торговлей и нацеленный на рынки Европы и Америки. С нынешним проектом туда выходить бессмысленно, там уже есть Bonanza и Dawanda. Соответственно мы изменим свой продукт.
Плюс у нас уже давно существует небольшой проект, который называется «Мой редактор» - это онлайн проверка грамотности, редактура текста. Проект работает сам по себе: заходят люди, заказывают услуги, получают их и оплачивают.
Не могли бы Вы дать несколько советов молодежи, которая мечтает открыть свой бизнес?
Я еще себя отношу к молодежи, но опыт создания продуктов уже есть и достаточный. Я не люблю слово - «стартап» и все, что связано с этой тусовкой. Это люди с идеями, бегающие в поисках инвестора.
Приемлю другой подход – в первую очередь нужно заниматься новым бизнесом. Не говорить «я занимаюсь стартапами», а говорить: «я делаю новый бизнес». В США это называется «serial entrepreneur» - серийный предприниматель.
Желаю всем начинающим ощущать себя именно серийными предпринимателями, точно знающими чего хотят, как это работает, и могут на начальном этапе без помощи инвестора выйти на прототип. Нужно концентрироваться не на планах по захвату мира, создании второго Facebook или Google, а именно идти своим путем!
Ваши планы на будущее?
Я планирую развивать дальше «Martmania», вывести его на определенный уровень и остаться в проекте собственником, хотя и не исключаю возможности выгодно его продать. Это не первый и не последний проект, созданный нами, так что будем стараться масштабировать успех.