16.02.2011
Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей

Борис Есенькин, Президент Торгового Дома «Библио-Глобус»  

Борис Есенькин, Президент Торгового Дома «Библио-Глобус»  

«Необходимо дойти «до руды» в каждой профессии, во всех процессах. Кто научится это делать – тот победил себя»

Книгоиздательское дело в России начиналось с  Великих Книжников - Федорова, Новикова, Смирдина, Сытина, Павленкова, Поливановского, Воложина и многих других, - считает Борис Семенович Есенькин. По его мнению,  книга никогда не умрет, и созданная им книжная  империя под названием «Библио-Глобус» - тому подтверждение. Как шло ее становление? Об этом Борис Семенович рассказал в интервью специально для Портала начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru


О персоне: Есенькин Борис Семенович, Президент Торгового Дома «Библио-Глобус»
 
Есенькин Борис Семенович, Президент Торгового Дома «Библио-Глобус», вице-президент Гильдии книжников, доктор экономических наук, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ. Автор более 150 публикаций.
 
Борис Семенович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени», серебряной медалью «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства». Получил звание Кавалера Ордена искусств и литературы (от Министерства культуры и коммуникаций Французской республики).

 
Борис Семенович, расскажите немного о том, чем Вы занимались раньше, как складывалась Ваша карьера и как происходило становление «Библио-Глобуса»?
 

Все началось в 72 – 73 гг. с народных книжных магазинов. Тогда книготорговые предприятия входили в Московское городское объединение книжной торговли («Москнигу»). Их работа во многом выстраивалась по направлениям специализации. Однако основное внимание уделялось распространению политической литературы. Прилавки ломились от изданий классиков марксизма-ленинизма, но вот художественной литературы, великих произведений, выпускалось недостаточно. Дефицитные книги приходили в ограниченном количестве и не могли удовлетворить спрос.

В эти 70-е  я и возглавил один из народных книжных магазинов – «Пластик», затем – «Экран», потом – Калининское районное книготорговое объединение, а в 1989 г. – магазин № 120 «Книжный мир», сегодня известный как «Библио-Глобус».
 

Становление предприятия произошло не с образования в 1992 году Товарищества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Библио-Глобус», а значительно раньше, и даже не 54 года назад. С первых шагов российского книжного дела… С первых подвижников рукописной и печатной книжности… С Федорова, Новикова, Смирдина, Сытина, Павленкова, Поливановского, Воложина и многих других Великих Книжников. На их опыте мы учились и продолжаем учиться работать с книгой.     
 
На каком этапе Вы поняли, что хотите заниматься книжной деятельностью, и почему выбрали именно предпринимательскую деятельность, а не творческую?
 
Тогда я не до конца понимал, что такое бизнес. Книга была дефицитом, а мне хотелось читать, узнавать новое. Это одна из причин, которая привела меня к книгам.
 
Какое-то время я занимался профсоюзной деятельностью, но потом, в 1985 году, подал заявление в «Москнигу» и стал руководителем Калининского книготоргового объединения. Постепенно одно накладывалось на другое: с одной стороны, я читал, работал с книгами, занимался любимым делом, с другой – вел сложную работу, связанную с организацией книжной торговли.
 
На мне лежала большая ответственность, а опыта не хватало. В советское время не было литературы по книжному бизнесу, предпринимательству, логистике, и нужно было разбираться самому, как устроена эта система... Было совершено немало ошибок. Тогда я почувствовал, насколько это серьезное предприятие – 7 магазинов в одном из районов, которыми нужно управлять, притом, что у нас не было самостоятельной финансовой деятельности, мы принадлежали «Москниге».
Шли постоянные проверки, то со стороны ОБХСС, то народного контроля... Это был период  выживания, через который тоже нужно было пройти.
 
В 1987 г. наше предприятие стало лучшим в «Москниге». И мне предложили возглавить магазин № 120 «Книжный мир».
 
Какой Ваш личный вклад в развитие  Торгового дома «Библио-Глобус»?
 
Самое сложное – организовать коллектив.  Люди должны поверить в тебя, в твою программу.

Мы неоднократно проводили реорганизации, переходили на новые технологии, структурировали ассортимент. Раньше торговый персонал работал на деревянных счетах. Но когда появились электронные машины, нам пришлось оперативно осваивать незнакомую технику. Было тяжело, люди знали только бумажные носители и не владели электроникой.
 
В 1992 году мы вышли из «Москниги» и начали процесс приватизации. С этого момента пошла самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность… Но не было книг, которые хотелось бы читать. Труды политических лидеров уже никому не были интересны. На складе лежало огромное количество изданий, которые мертвым грузом висели на балансе. А надо было как-то существовать, и мы решили организовать предоставление различных услуг – копировальные услуги, реализацию сувенирной продукции, даже ковры продавали, но дальше не пошли…
 
Как развиваться? Чрезвычайный вопрос: что делать и как быть? Мы пригласили организации, занимавшиеся информационными технологиями, и учились у них... Семь руководителей отделов предстояло обучить и наладить лояльные «дипломатические отношения». В то же время необходимо было выстроить и свою «линию», понять, куда ты идешь.
 
В 1994 году мне удалось побывать на одной из конференций, которую проводили американцы. Я  поехал в Денвер: учился, смотрел, как организована книжная деятельность за рубежом. Там впервые увидел шестиэтажный книжный магазин, магазин нашего будущего. Когда вернулся, составил план развития предприятия на ближайшие 10 лет, выстроил определенное понимание, куда мы будем идти.
 
Сегодня это уже история. Сейчас все по-другому. Но эти этапы нужно было пройти. Помимо социальных вопросов, важно было решить массу других проблем. Например, с какими издательствами работать, когда большинство государственных рухнули, и начали  работать частные, которые не в магазины «побежали», а в «Олимпийский», где развернулся огромный книжный рынок…  Это был тяжелый для нас период. День проходил в трудах, ночь - в думах, а утром рождались решения.
 
Вы сказали, что самым сложным в Вашей работе было организовать коллектив.  Как Вы справились с этой непростой задачей?
 
Если человек хочет начать чем-то заниматься, он должен сначала научиться «мыть полы»,  фигурально выражаясь. Нужно пройти все стадии и не лениться, почувствовать становление себя как личности. Но самое главное – это общение. Умеешь ли ты общаться с людьми? Ты их уважаешь? Ты уважаешь уборщицу, которая убирает твой кабинет? Процесс самоуважения и уважения окружающих – это первый принцип, который должен быть у начинающего предпринимателя.
 
Какой ты во взаимоотношениях с людьми? Ты задираешь голову или все-таки на равных с окружающими, умеешь их слушать и учиться на чужом примере? Научиться слушать – это также очень важное качество, которое должно быть на первом месте у  руководителя.
 
Когда появилось название «Библио-Глобус»? Это Ваша идея?
 
В 92-м году. Название родилось очень просто, да и суть та же: «книжный» – от греческого «библио», «мир»  – от латинского «глобус».
 
То есть Вы ориентировались на иностранных граждан тоже?
 
Я ориентировался на свободу восприятия. Была критика названия, но потом оно вошло в обиход и стало брендом.
 
А как Вы относитесь к брендам?
 

Правильно говорят, что сначала мы работаем на бренд, потом бренд работает на нас.
 
Какие сложности возникают сейчас в работе?
 
Есть одна  чисто российская проблема: мы не подготовлены к бизнесу по-настоящему. Не подготовлены в том плане, что не технологичны и ленивы. Наверное, не все.  Но мы никак не можем сделать самое главное: прописать и конкретизировать, чем и как будем заниматься.  Человека спрашиваешь:


- А чем ты занимаешься?
 - Работаю – отвечает он.
- А что ты конкретно делаешь?
- Я же сказал, что работаю целый день…
Россия страдает именно от этого.
 
Необходимо дойти «до руды» в каждой профессии, во всех процессах. Кто научится это делать – тот победил себя. Поэтому мы и образовали молодежную команду, которая проектирует внедрение современных стандартов. Мы объявили, что тот, кто предлагает инновационные идеи, получает бонусы. Но идеи, конечно,  должны быть эффективными.
 
На встрече с начинающими предпринимателями Вы не советовали им заниматься книжным бизнесом вообще. Почему?
 
Почему я так сказал? Надежда умирает последней. Сказать «Да, идите все в книжный бизнес» – неверно. Не каждый этим может заниматься. Вы посмотрите: кто сейчас хочет вести бизнес? Все стремятся попасть в государственные структуры на высокие посты. Заниматься хотят чем угодно, только не бизнесом. Но если такое желание действительно есть,  то стоит, конечно, «опуститься на грешную землю» и попробовать. Неважно, какая это будет сфера: нефтяная, книжная... У нас площадка  в этом плане свободная. Мы готовы принять любого, кто действительно к этому стремится.

Когда я сказал «не занимайтесь бизнесом», это была определенная провокация. У человека возникнет чувство протеста: «А почему я не должен этим заниматься?». Поэтому, конечно, если есть желание, надо заниматься избранным делом, но я не представляю, как можно сейчас самостоятельно открыть книжный бизнес… не представляю.
 
Вы считаете, это очень занятая область?
 
Не считаю эту нишу полностью занятой, но бизнес надо строить на каком-то новом, более технологичном уровне. Это значит  предложить что-то новое покупателю, выстроить новую форму общения. Надо на базе опыта, который уже есть, как с трамплина, стартовать на новую площадку.
 
Когда Вы основали «Гильдию книжников», и какова деятельность этой организации?
 
Весь мир работает с общественными организациями. Это объединения участников рынка, которые совместными усилиями решают профессиональные задачи, помогают в реализации законных прав, поддерживают развитие традиций книжного предпринимательства, стремятся, чтобы Великие книги не уходили, а появлялись вновь и вновь...
 
Что мы сделали за 10 лет? Во-первых, есть «дом», куда можно прийти, поговорить, посоветоваться.  Потому что люди одиноки: мы получили квартиры, разъехались, забыли своих друзей. В издательском бизнесе такая же ситуация.
 
За минувшие годы перешли на международный электронный формат общения ONIX. Создали АРМ «Издатель», программу для работы с прайс-листами, клиентскими базами, заказами, накладными. Однако чтобы достичь этого, многие годы мы изучали международные стандарты, осваивали различные программы и фактически за 10 лет перевели отрасль на новый формат электронного общения.
 
По стандартам информационного взаимодействия и защите интеллектуальной собственности Гильдия ежегодно проводила отечественные и международные конференции, осуществляла прием зарубежных делегаций, организовывала деловые поездки на книжные ярмарки, создавала площадки для диспутов, проводила обучающие семинары. Так мы общались с различными издательствами, общественными организациями, учились друг у друга. Эта активная общественная жизнь продолжается и поныне.
 
На какой основе существует  Ваша организация?
 
За счет взносов.
 
Сейчас многие предпочитают аудиокниги обычным. И вообще, наблюдается тенденция снижения интереса к чтению в России. Какое Ваше мнение на этот счет?
 
Сейчас мир быстро меняется, и надо ему соответствовать. Но «живую» книгу необходимо читать.

Так, ученые из США пришли к выводу, что люди, использующие ридеры, сталкиваются с эффектом «ленивых мозгов». Им становится сложнее воспринимать прочитанный материал.
 
Я не могу сказать, что мое отношение к электронным и аудиокнигам резко отрицательное. Это неправильно. 
 
Но однозначно – книга выживет хотя бы по одной причине: детская книга должна быть реальной, чтобы ее можно было посмотреть, потыкать пальчиком по строчкам, увидеть красоту иллюстраций, пролистать страницы...
 
Что такое информация с ридеров, компьютеров? Это та информация, которую пробегаешь глазами, но она надолго не задерживается. С книгой совсем другое дело.
 
Есть ли у Вас пожелание для начинающих бизнесменов?
 
Учиться, учиться и еще раз учиться. Надо учиться читать, впитывать в себя, как губка, полезную информацию. Определить свою цель, понять, что ты есть, что тебе Богом дано. Если у тебя есть и работа, и хобби –  и одно дополняет другое –  это счастье! 
 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/