Подпишись на рассылку

Экономическая психология в пользу твёрдого, решительного и обдуманного «да»

02.04.2014
Автор: Одинцова Татьяна

Уже долгие годы теория принятия решений является одним из наиболее приоритетных направлений в экономике. Закономерности финансового поведения исследуются экономической психологией. Инвестирование в бизнес, выбор сферы предпринимательской деятельности, определение перспективной ниши для интернет-магазина, заключение рискованной сделки, выбор поставщика — колоссальное влияние при принятии подобных решений оказывает наше собственное экономическое «я». Так как же сделать правильный выбор и какой выбор можно назвать таковым?

Об истоках и причинах нестабильности в поведении субъектов экономики задумывались ещё Анюэль Тверски и Даниэль Канеман, которые предопределили эру прогнозирования и математического расчета синусоиды пресловутых лайков, положительных отзывов, Instagram-активности и прочих трендовых особенностей бизнеса. Уже в 2002 году они получили Нобелевскую премию за применение психологической методики в экономической науке, в том числе при принятии решений в условиях неопределенности и при исследовании формирования суждений.


Сейчас, после или никогда

Считается, что в информационном поле homo economicus всегда витают 2 вопроса: 

1. Какова ценность этого?


2. Что я должен за это отдать?


В самом общем случае цена не всегда может быть точно определена, хотя её обязательно рекомендуется привести к единому знаменателю. С точки зрения экономики обыватель всегда выбирает наиболее выгодный и максимизирующий прибыль вариант, именно такое поведение расценивается как рациональное. Однако психология утверждает, что «правильный» — это всего лишь один из вариантов, но не единственный. Именно психология является основой для теории принятия решений. Даже обывателю ясно, что порой стремление к максимизации собственной прибыли может послужить толчком к деструктуризации всей экономической модели или каких-то конкретных отношений и связей.

Вывод: проанализируйте, в чем преимущества того или иного решения. Подумайте, что представляет для Вас наибольшую ценность (пусть не материальную, а практическую). Решайтесь!

НЕвероятная сила

В условиях неопределенности индивид, как правило, склонен к тому выбору, который на самом деле кажется ему более интересным и заманчивым. Однако в ситуации, когда шансы не равны, человек может пересмотреть свои предпочтения.


Так, допустим:


1. Что Вы выберете: 100% шанс открыть турфирму и иметь 40 000 руб. ежемесячного дохода или 50% вероятность открыть элитный салон красоты и получать прибыль в 150 000 руб. в месяц?


2. Вы более склонны к тому, чтобы с 10%-ой вероятностью открыть турфирму с ежемесячным доходом в 40 000 руб. или всё же с 5%-ой шансами основать элитный салон красоты, но каждый месяц получать 150 000 руб.?


Как ни странно, но большинство в случае 1 выбирают турфирму, а во 2-м варианте – останавливаются на элитном салоне красоты. Почему? Особая сила принадлежит определенности. Так, предпочтение отдаётся наиболее надёжному варианту в случае, когда другой маловероятен, хотя и более интересный. Однако в ситуации, когда оба варианта маловероятны, выбирается тот, что является более привлекательным.


Вывод:
приведите в соответствие желаемое и действительное, представьте, что Вам больше хочется и действуйте с невероятным рвением к успеху!


Риск через заблуждение

Доказано, что в большинстве своём люди не склонны к риску. По ряду причин многие субъекты, принимая то или иное решение, попросту нивелируют некоторые важные факторы. Так, допустим, наиболее частыми ошибками при оценке вероятностей тех или иных исходов считаются:


- переоценка наглядности малых выборок;


- вероятность ярких и запоминающихся событий выглядит наиболее высокой;


- использование собственного опыта и невнимание к априорной информации;


- слишком часто недооцениваются вероятные события и недооцениваются нежелательные;


- иногда наблюдается, так называемый, эффект Монте-Карло — ситуация, когда между двумя последовательными, независимыми событиями устанавливается связь.


Вывод:
старайтесь быть объективными в расчетах, в прогнозах и планах. Действуйте обдуманно. Любой риск должен быть обоснованным.

«Рамки» для выбора

Иногда значение выбора преуменьшается, что крайне неправомерно, ведь многие экономисты говорят о том, как важна альтернатива и её демонстрация. Человек, а уж потенциальный предприниматель в особенности, склонен принимать крайне неожиданные решения. Например.

1. Вы собирались приобрести новый сорт кофе для кофейни, который стоит 1000 рублей. Но по дороге к магазину купюра в 1000 руб. потерялась. Купите ли Вы, тем не менее, кофе?


2. Предположите, что Вы приобрели новый сорт кофе для Вашей кофейни за 1000 рублей. По дороге в кофейню тара порвалась и весь кофе рассыпался. Заплатите ли Вы вновь 1000 рублей за кофе?


В большинстве случаев, в 1-м случае люди склоняются к тому, чтобы купить всё равно кофе, а вот во 2-м – принимают решение не тратить больше денег. Такое поведение называется иррациональным, потому как в обоих ситуациях речь идёт об одинаковом количестве потраченных денежных средств. О «рамках» решениях неоднократно писали Д.Канеман и А.Тверски.


Вывод:
экономическая природа обусловливает установление индивидом «рамок», которые действуют при принятии решения. «Рамки» находятся в прямой зависимости от формулировок.


MAX (математическое ожидание)


Идея выбора заботила умы ученых долгие годы. Так, в 17 веке была выведена идея математического ожидания. Суть её в том, что при выборе следует придерживаться следующего алгоритма поведения:

а) к каждому из вариантов определяются его последствия;


б) высчитывается вероятность исходов;


в) находится сумма произведений вероятностей, умноженная на количество исходов;


г) отдаётся предпочтение тому варианту, сумма произведений которого максимальна.


Вывод:
рационализируйте, считайте, доверяйте интуиции, не бойтесь ошибиться, старайтесь оставаться последовательными, логичными и систематическими.


Видимо, только экономическая психология поможет нам дать ответ на вопрос: «Почему один бизнесмен решается поставить всё и сегодня начать своё дело, а другой перспективный стартапер до сих пор находится на границе выбора?» Любое решение принимается субъектом экономических отношений не одномоментно — собственная работа, многочисленные исследования, желание узнать и познать как себя, так и своих партнёров/ коллег помогут отдавать предпочтение наиболее желанным и максимально полезным альтернативам. Главное — не бойтесь и скажите своё твёрдое, решительное, но обдуманное «да» бизнесу!


Точка зрения

Даниэль Канеман, Нобелевский лауреат, основатель психологической экономической науки (из книги «Думай медленно… Решай быстро»):

«История становления Google захватывает дух, подобно соревнованию рафтеров на горной реке, — и тут и там мы наблюдаем, как участники постоянно рискуют, чудом избегая подводных камней. Однако между этими примерами есть одно примечательное отличие: умелый рафтер сотни раз сплавляется по течению; он научился определять на глаз глубину и скорость течения, преодолевать пороги; он с привычным умением орудует веслом и балансирует, чтобы не перевернуться. У начинающих бизнесменов, однако, куда меньше шансов научиться основанию компании-гиганта и еще меньше шансов остаться на плаву после столкновения с опасностью (например, гениальной разработкой фирмы-конкурента). Разумеется, основатели Google были мастерами своего дела, но все же в этой истории ключевую роль сыграла удача (о чем редко упоминают рассказчики). А коль скоро исход события в основном зависит от удачи, его пример немногому способен научить».

Скопируйте код в ваш блог:

В вашем блоге это будет выглядеть так:

Экономическая психология в пользу твёрдого, решительного и обдуманного «да» Экономическая психология в пользу твёрдого, решительного и обдуманного «да»

Уже долгие годы теория принятия решений является одним из наиболее приоритетных направлений в экономике. Закономерности финансового поведения исследуются экономической психологией. Инвестирование в бизнес, выбор сферы предпринимательской деятельности, определение перспективной ниши для интернет-магазина, заключение рискованной сделки, выбор поставщика — колоссальное влияние при принятии подобных решений оказывает наше собственное экономическое «я». Так как же сделать правильный выбор и какой выбор можно назвать таковым?

Читать другие материалы автора:

Комментарии ВКонтакте


Комментарии FaceBook

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter